Вячеслав Казарин для УралLIVE
С восторгом и ужасом общаюсь с современной молодёжью. Надо оговориться, что «мои» информанты не совсем обычные дети. Они думающие, умные, начитанные, но вместе с тем умудряются оставаться в молодёжной тусовке, в молодёжном тренде.
Выбрался с такой компанией на шашлыки (на дачу). Есть новые лица, не представленные мне персонажи. Несколько парней и две девочки (девушки) — знакомые знакомых. В модных-дорогих плащах, в боевой косметической раскраске — самое то у мангала стоять и в грязи огорода копаться.
Пытаюсь уловить ход беседы — упоённо беседуют о блогерах, брендах одежды, путешествиях… Они в своей микрореальности.
Асфальтовые дети. Это люди, которые искренне не задумываются, как устроен мир. Не то чтобы они не догадывались, что для производства хлеба надо вырастить пшеницу, перемолоть и т. д. В их мире просто не существует хлеба вне магазина и обеденного стола.
Они очень чувствительны к кускам картины реального мира и не видят, не хотят видеть картины целиком. Например, они видят на картинке, как страдает корова. Им не интересно ничего больше, этой картинки достаточно, чтобы стать веганом.
Для них нацизм = антисемитизм, потому что этот аспект немецкого нацизма ярче всего освещается в Голливуде, а потом и в общекультурной глобальной повесточке.
Вдруг асфальтовым девицам — окрик от «моих» воспитанников:
— Сходите за берестой!
А надо пояснить, в конце участка растёт несколько сосенок и берёзок. Берёзы почти все голые, так как розжиг и бумага регулярно кончаются из-за обилия шашлыколюбителей.
Девочки переглядываются: им смешно — узнали новое слово. Одна спрашивает другую:
— Ты знаешь, что это?
Вторая уже набирает в айфоне… Набирает пятисантиметровыми когтями в айфоне. Долго думает, смеётся и не уверенно выдаёт:
— Это кора дерева?!
Дальше следует уточняющий диалог. Девушки не могут поверить, что кору дерева возможно отломать. Они просто не могут себе представить, как это сделать.
Тут мне становится интересно и страшно. Беру девушек, и мы идём за берестой.
— Ничего-ничего, — говорю я, — всякое бывает. Невозможно ведь всё знать.
Начинаю пытать их вопросами, но осторожно и аккуратно. Совместный труд, как известно, он объединяет.
И вот что удалось выяснить. Девушки (и включившиеся в разговор незнакомые мне ранее молодые люди) аполитичны. Они не представляют, какое устройство у нашей страны, не знают, что такое федерация:
— Это ведь просто такое красивое название!
«Дети» 20 лет отроду не знают, какой срок правления у нашего президента, но активно шутят в его адрес и показывают мне мемы с ним:
— Выборы ведь недавно были?
Противостояние общественности с «Ельцин-центром»*? «Скверные протесты»? Какая-то новостная повестка города — всё мимо. Они читают новостные ресурсы, но для них это инфомусор, шум — в одно ухо влетело, в другое вылетело.
СВО… Пора заканчивать, наверное, — так считают мои информанты. Зачем, для чего, причины, следствия, страдания других людей, бомбёжки укронацистами жилых районов… Всё это мимо.
— Ну мы же от этого далеко, нас это не касается, — говорили они между строк. А вот новости нас утомили.
Наркотики? Наркотики нежелательно, но можно попробовать, говорят дети:
— В жизни надо попробовать всё! (редакция УралLIVE не поддерживает и осуждает употребление запрещённых в РФ наркотических веществ).
Было ли что-то доброе в разговоре — да, было.
— Где хорошо жить?
— Здесь и сейчас. В этом времени, в этой эпохе. Неплохо бы заграницу рвануть, хотя бы в Турцию, но здесь тоже сойдёт, — такое коллективное мнение.
Литература, история, точные науки остались для них «когда-то давно в школе». Одна из собеседниц сказала, что не смотрит цены в магазине, ей важно купить/заказать продукты/одежду (платит её папа).
Религия — для них это что-то чужеродное, иное. Зато гадалки, предсказатели и приметы — вот это точно работает.
Как позже оказалось, для девочек это был первый в жизни(!) выезд на шашлыки.
Этими детьми никто не занимался, с их слов понимаю, что не занимается и до сих пор. Им ничего не нужно в жизни… Кальянная или пиво по пятницам — вот предел мечтаний. В компьютерную реальность убежать.
Молчаливая, амёбная, аполитичная масса. Пока не коснётся их лично — пальцем не двинут, даже не посмотрят на происходящее. Их не вытащить на протесты, они не знают, что такое выборы и как они работают. В детстве они не были в деревне, не гуляли во дворе, им не понять трагедии мёртвого завода в центре посёлка.
В какое же тихое и спокойное время нам довелось жить, раз выросло такое асфальтовое поколение цифровых хатаскрайников. Подробности и детали — для них это лишнее. Они и так всё знают. И это правда, ведь в своём симулякре реальности им совершенно не нужно знать источник поступления хлеба или зачем начали СВО.
Главное — не забывать, что гонка за умы большинства давно идёт. Кто первый подберёт к цифровым хатаскрайникам ключик? Мы или враги? Они ведь равнодушно примут нацизм, коммунизм или власть инопланетян. В одной соседней стране нацизм уже победил под молчаливый гомон большинства
Читайте колонку Вячеслава Казарина. Пока что мы обречены на вымирание
УралLIVE. Будь с нами!