Найти тему
Свободная Пресса

Миллионы за белый халат: медицинские вузы доступны только богатым. Как сокращение бюджетных мест сказывается на профессиональном отборе.

Оглавление

Особая ситуация сложилась с этом году в медицинских вузах. Проходной балл поднялся до запредельных высот, суммы за обучение на платном отделении астрономические.

  • В Московском медико-стоматологическом университете разгорелся скандал в связи со взятками, которые брали преподаватели со студентов за хорошие оценки на экзамене.
  • Суммы взяток — от 50 до 500 тыс. рублей. Неужели наше государство так плохо заботится о преподавателях вузов, что они вынуждены пополнять семейный бюджет за счет студентов?

С этим вопросом «СП» обратилась к доктору медицинских наук, профессору, ведущему научному сотруднику Института биомедицинских исследований РАН Денису Иванову, который в течение 10 лет преподавал на медицинском факультете Тульского госуниверситета.

  • — Например, в Высшей школе экономики у преподавателя со степенью кандидата медицинских наук, работающего на полную ставку, оклад составляет 50 тысяч рублей.
  • В медицинских вузах картина еще более удручающая. Там преподавателям платят намного меньше.

«СП»: Некоторое время назад разгорелся другой скандал. Он произошел в Медицинском университете имени Пирогова. Вступительные экзамены шли в две волны. Во время первой было огромное количество абитуриентов с очень высоким баллом ЕГЭ и много олимпиадников. В то же время образовалось некое количество «мертвых душ». Во время «второй волны» их подменили абитуриенты, у которых был более низкий школьный балл. Так ЕГЭ — воплощение объективности и единственный шанс для молодых людей из провинции поступить в ведущие российские вузы?

  • — С моей точки зрения, ЕГЭ — это система оболванивания и дебилизации. Я противник ЕГЭ для поступления в медицинский институт. Ведь в медицине очень велика цена ошибки молодого специалиста.
  • Он может не оказать вовремя помощь, потому что его взяли по усредненным навыкам, с помощью этих стандартов, и в результате он не сможет правильно оказать помощь, и это будет трагедия. А возможно — гибель человека.
  • Здесь должны быть развиты интуиция, логика, понимание. И это все определяется, когда абитуриент, который поступает в мединститут, не просто зазубрил предмет, не поняв сути, а научился рассуждать.

«СП»: Почему в этом году такой ажиотаж с поступлением в медицинские вузы? Сейчас в медицине, по самым скромным данным, не хватает 26500 врачей и 50 тысяч медсестер. Работать в здравоохранении не стремятся…

  • — До финала обучения доходит далеко не каждый. Однако высшие учебные заведения стремятся выпустить максимум тех, кто поступил. В связи с этим специально идет большой набор.
  • Чем больше взяли на первый курс, тем выше вероятность, что выпустят нужное количество. Соответственно, и денег получат больше. Ведь финансирование учебное заведение получает за число выпущенных студентов.
  • Поэтому тянут слабых, запрещают ставить плохие оценки. И если кто-то из экзаменаторов становится на принципиальную позицию: этому я даже три с минусом ставить не буду, потому что он не знает ничего — значит, этот незнайка сдает другому преподавателю.

«СП»: Поступление в вузы, особенно медицинские, стало для большинства фактически невозможным: цены на платных отделениях достигли фантастических сумм. В Сеченовском университете обучение по специальности «Лечебное дело» стоит 850 тысяч рублей в год, на стоматолога — еще больше. Обучение в медицинских вузах стоит уже дороже, чем, например, в престижном МГИМО или МГУ. Почему так?

  • — С помощью этого ценового отбора уменьшается число поступающих и соответственно врачей.
  • И возникает следующий вопрос. Инвестируя какие-то средства, ты ведь хочешь, как минимум, вернуть потраченные деньги? За пять лет обучения это 2,5 миллиона. Где их будет зарабатывать выпускник?
  • Естественно, он начнет создавать условия, чтобы его материально благодарили за оказанную медицинскую помощь.

«СП»: Льготников становится все больше. В этом году к ним добавились дети сотрудников ФСИН, а теперь еще и чемпионы «некоторых международных спортивных соревнований» смогут поступать в вузы без вступительных экзаменов и учиться на бюджете. Это справедливо?

  • — Сейчас, насколько мне известно, все выезды на международные соревнования нам перекрыли. Конечно, удивительно, что вдруг попадают в категорию льготников дети сотрудников ФСИН. Ну, да ладно. Их единицы.
  • Поэтому говорить, что из-за этого повысились цены на платном отделении, не совсем верно. Но они все равно растут. И уменьшается количество бюджетных мест.
  • К чему это приводит? К отрицательному отбору. Идут не достойные, а те, у кого есть возможности. А учиться будет именно тот, кто хочет, а не тот, кто проплатил. Что самое интересное: эти «платники» приходят и говорят: «Мы деньги заплатили, поэтому вы нам должны поставить зачет».

«СП»: Согласитесь: качество образования в меньшей степени зависит от тех денег, которые вуз получает за студентов-платников. Так, может, стоит государству помочь медицинским вузам, вложиться из бюджетных средств?

  • — У нас же сейчас эффективные менеджеры у руля. Их основная задача — заработать. Последние годы было так: набирали студентов в два раза больше, чем вместимость самой большой аудитории.
  • Это говорит о том, что даже те люди, которые платили деньги, не могли получать полноценное образование.
  • Самая большая аудитория на 200 мест, а набирают 400 с гаком. В классе 25 микроскопов, приходит группа в 40 человек. Как учить, как преподавать? А ведь надо, чтобы каждый понял, разобрался и усвоил…

«СП»: Министр здравоохранения Михаил Мурашко сказал, что в этом году количество бюджетных мест в медицинских вузах вырастет аж на 2,5 процента. И бюджетников у нас в этом году в вузах будет 34 тысячи человек. Это много или мало?

  • — Это очень мало, недостаточно для развития здравоохранения в стране.

«СП»: Кто и зачем сейчас идет в медицину?

  • — Тех, кто действительно станет врачами грамотными, все меньше. Это печальный тренд.
  • А ведь государство должно быть уверено, что у него крепкие границы, здоровые люди, работоспособные и продуктивные. А для этого их надо грамотно лечить.
  • Поэтому прямая обязанность государства, с моей точки зрения, смотреть, кого мы готовим в медицине. Три столпа, на которых базируется любое государство — наука, образование, здравоохранение. Без них государства быть не может.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков