In Memoriam
Исполнилось 100 лет со дня рождения Елены Сергеевны СКОБЛИКОВОЙ (1.06.1924 – 12.08.2016), языковеда, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки России. После окончания аспирантуры Куйбышевского государственного педагогического института преподавала в нем (1949–1971), затем – служила профессором Куйбышевского (Самарского) государственного университета (1971–2015). В 2014 году, к 90-летию Елены Сергеевны «Свежая газета. Культура» опубликовала дифирамб. Решил повторить публикацию.
Дорогая Елена Сергеевна
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА СКОБЛИКОВА, известный ученый, доктор филологических наук, профессор Самарского государственного университета; – 1 июня отметила 90-летний юбилей. Коллеги и ученики, ближние и дальние, собрались в актовом зале на Потапова, чтобы поздравить её с такой значительной датой, сказать искренние слова человеку, в сердце которого горит огонь любви к тайнам нашего «великого и могучего».
Удивительно цельный трудовой путь Е. С. Скобликовой начался в годы войны, когда она, студентка заочного отделения педагогического института, впервые вошла учителем в класс начальной сельской школы: «В те годы при полном отсутствии какого-либо опыта меня поддерживало то, что мои родители были педагогами. И на каком-то генетическом уровне я ощущала уверенность».
Но главное, что дал этот период ее жизни, – это дружеские отношения с учениками, которые ее полюбили.
Затем Елену Сергеевну перевели в Пензу на очное отделение, и началась интересная жизнь в дружном студенческом коллективе. Преподавательский состав был очень сильным. Любимым преподавателем был профессор Гвидон Романович Тукумцев, лекции которого оказали на будущего лингвиста настолько сильное впечатление, что она запомнила их всю жизнь.
Первые научные работы Е. С. Скобликовой связаны с диалектологией. Вместе с другими студентами 4-го курса она изучала говоры села Канаевка, где работала учителем. Это было необычное место, в котором взаимодействовали разные диалекты и даже языки. Необычное сочетание разных речевых систем позволило студентам сделать свое первое научное открытие, пробудило «охотничий» азарт к поиску интересных языковых фактов.
В дальнейшем этот живой интерес к изучению говоров родной земли перерос у Скобликовой в крупномасштабную научную тему и не оставляет её всю жизнь. Перспективную тему «Диалектные особенности в падежных формах личных местоимений» Елене Сергеевне предложил профессор КГПИ А. Н. Гвоздев. Чтобы собрать материал, она целые дни проводила в архиве ИРЯЗ в Москве, питаясь булочками из дежурного гастронома. Причудливые формы местоимений (они, оны, оне; спросил ю, ону, яну и подобные) оказались своеобразным детектором, который четко разделил зоны распространения говоров на территории европейской части нашей страны. Диссертация Е. С. Скобликовой (1946) предвосхитила появление карт Диалектологического атласа русского языка.
22 года ЕленаСергеевна отдала преподавательской работе в Куйбышевском пединституте, где трудились такие известные ученые, как В. А. Малаховский, А. Н. Гвоздев, А. А. Дементьев, С. В. Фролова, Е. М. Кубарев. Именно там были заложены традиции самарской лингвистической школы, впоследствии перенесенные на кафедру русского языка СамГУ, куда Е.С. Скобликова пришла уже доктором филологических наук. Это был первый доктор на кафедре только что созданного университета.
Потом были работы ее учеников: дипломные, кандидатские и докторские диссертации; и каждая из них воспринималась не только умом, но и сердцем. В каждой есть частица ее труда.
Вторая половина жизни Елены Сергеевны посвящена изучению синтаксиса современного русского языка. О нем – ее докторская диссертация, монографии и статьи.
Призвание – учитель
Татьяна РОМАНОВА*
Сколько учеников может воспитать за свою трудовую жизнь преподаватель высшей школы, профессор? Вопрос в том, какой это учитель.
Количество школьников и студентов выученных Еленой Сергеевной Скобликовой, педагогический стаж которой составляет около 70 лет, трудно даже примерно себе представить. Разве что аспирантов и докторантов можно сосчитать: их около 40. Целый школьный класс советского времени. Но ЕленаСергеевна не только помнит имена и фамилии многих своих учеников, детали их биографии, интересуется судьбой каждого. Меня всегда удивляло, что у нее как будто существует родственная связь с людьми, которые так или иначе затронули ее душу. И это навсегда.
На нашем курсе она читала синтаксис и морфологию. Запомнилась удивительная логика изложения, богатство оригинальных примеров и личное обаяние лектора. Когда она говорит – будто светится изнутри. И невольно заражаешься живым интересом к тому, о чем она рассказывает. Мы были буквально обложены первоклассными лекциями, контрольными и творческими заданиями, как волчья стая флажками, – не вырваться! Будешь знать! Она так дотошно всех опекала, что студенты между собой называли ее ласково: Баба Лена.
Е. С. Скобликова была моим научным руководителем после Д. И. Алексеева. Он умер за год до моей защиты. Помогла довести до ума мою тему. Правка текста походила на чудо, когда в результате простой перестановки слов под ее пером возникала логичная и ясная структура. От перемены мест слагаемых сумма смыслов значительно менялась.
Для каждого из своих подопечных Елена Сергеевна всегда была больше, чем преподаватель. Стоило задержаться у нее дома на консультации – и попадешь на ужин, а если испортится погода, тебя обязательно оденут и зонтик вручат.
Меня поражает тот факт, что в начале двухтысячных этой скромной и немолодой женщине удалось буквально остановить поезд реформы русской орфографии, который уже мчался на всех парах. Новая редакция правил затрагивала всех грамотных людей, пишущих на русском языке. Выступив с публичной критикой, ЕленаСергеевна доказала, что эти правила не только не облегчат, но и в ряде случаев усложнят правописание. Надвигающаяся реформа была сначала приостановлена, а затем и совсем отменена. Так что во многом благодаря именно этому человеку у грамотных людей сегодня не возникает проблем с правописанием, которые неизбежно возникли бы при необходимости переучиваться.
И сегодня ЕленаСергеевна продолжает активно трудиться и участвовать в жизни нашего общества. Поражает ее жизненная сила и страстная любовь к науке, желание трудиться с полной отдачей в столь солидном возрасте. У нее такой большой круг общения, что она никогда не остается в покое. Всем она помогает, обо всех беспокоится.
Мастер полемики, адепт здравого смысла
Вера ЛАБУТИНА*
Для меня ЕленаСергеевна – «человек на всю жизнь», сначала любимый и уважаемый учитель, затем – один из вдохновителей работы над диссертацией и ее научный руководитель, наставник в преподавательской деятельности. Но в первую очередь Она – человек, задающий направление мыслям и действиям, имеющий право на «последнее слово» в спорах, расставляющий точки над i.
Я очень рада, что в моей жизни случился такой человек. Кстати о спорах. Самая моя любимая книга Елены Сергеевны – «Очерки по теории словосочетания и предложения» (1990). В аннотации к ней написано: «Некоторые из очерков имеют полемическую направленность». Да, ЕленаСергеевна всегда хороша в полемике – именно в этом жанре написанные тексты мне особенно у нее нравятся: образец блеска человеческого ума во всем его великолепии, безупречной логики, пример очень корректного научного стиля.
В текстах Е. С. Скобликовой есть пафос в изначальном значении: «восторг от понимания». И это состояние вникшего читателя. Потому, как ни странно, книга со скромным названием «Очерки по теории словосочетания и предложения» лично мне доставляет такое же удовольствие, как и, например, хрестоматия по риторике с записями судебных речей Кони, Плевако или других блестящих ораторов. Перед тобой не просто научный текст: за ним виден живой человек, неравнодушный, защищающий самое ценное, что есть в науке, – здравый смысл, сообразность, толк.
Такого человека и такого ученого с этого толку сбить невозможно. Помню, как Елена Сергеевна на аспирантских занятиях критиковала – о, ужас! – академическую грамматику русского языка. Сочувствуя молодым ученым, которые мучились, не в силах постичь системность подхода (её в тексте иногда попросту не было), и допускали уже, что это у них с головой что-то не то; ЕленаСергеевна, потрясая томом грамматики формата А 4, с чувством сказала: «А ведь думают – вот она, премудрость-то!»
Навсегда эти слова стали для меня поддержкой и утешением и в жизненных ситуациях, когда сложно противостоять тем, кто морочит тебе голову, пытается манипулировать. Каждый раз вспоминаю эти слова Елены Сергеевны и каждый раз мысленно благодарю ее за то, что она есть, что есть люди, всей своей жизнью говорящие: смотри в корень, вычленяй суть, не соблазняйся «премудростью», пусть и авторитетной, называй вещи своими именами, имей свою голову на плечах!
Елена Сергеевна учит не бояться, доверять себе. Спасибо ей за те бесценные уроки любви к здравому смыслу!
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Самарского университета.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 5 июня 2014 года, № 10 (57)