Вы что-нибудь знаете о традиционной японской поэзии? Возможно, вам на ум пришло слово "хокку" или "вака"? А знаете ли вы о существовании такого жанра как "танка" и самом известном сборнике стихотворений в этом жанре - "Сто стихотворений ста поэтов"? В этой статье расскажу подробнее об этом.
Что же такое танка?
В японской поэтической традиции не существовало понятия "поэзия".
Род художественной деятельности закреплялся за жанрами.
В средневековой Японии существовал обычай обмениваться поэтическими посланиями (особенно это было характерно для любовной переписки).
Обмен поэтическими посланиями в стиле вака стал традиционным и даже обязательным для японской аристократии того времени. Знание наиболее известных произведений в жанре вака, умение прочитать по какому-либо случаю подобную песнь являлось показателем образованности и вкуса просвещённых людей эпохи Хэйан.
Короткий стих в стиле вака получил название танка.
Танка (яп.: 短歌 [tanka] или [mijika-uta], буквально значит «короткая песня») - лирическое стихотворение, состоящее из пяти строк по схеме — 5-7-5-7-7, что в общей сложности составляет 31 слог. Танка довольно древняя поэтическая форма, которая появилась в III – IV веке. Последний пик популярности она пережила в начале XX века.
В отличие от самого популярного жанра японской поэзии – хокку, танка длиннее. Хокку состоит из 17 слогов по схеме 5-7-5 и пишется в три строки. К тому же танка менее эмоциональна, чем хокку, она скорее о сути вещей. Однако, у них есть точки пересечения, танка и хокку объединяют общие темы - природа и гармония человека с природой. Они изображают человека на фоне бесконечного круговорота времен года, иначе говоря, на фоне неизбежных перемен в жизни.
Поэзия - это один из способов хоть как-то увековечить, "забальзамировать" незримые нам перемены. Японцы большие мастера в этом деле. Оно и не удивительно, ведь Япония - страна богатая на литературные таланты. Ко всему прочему, японцы питают особую любовь к искусству. Ими написано огромное множество поэтических сборников, антологий и других изданий.
В истории японской поэзии известно немало сборников танка. Но наиболее известными считаются классические антологии «Манъёсю», «Кокин вакасю», «Синкокинсю» и "Хякунин иссю".
Сто поэтов
Самым известным считается антология "Хякунин иссю", или «Сто стихотворений ста поэтов». Это вид лирического сборника танка, созданный поэтом и филологом Фуздивара-но Тэйка (Садаиэ, 1162—1241) в 1235 году.
Антология была составлена на заказ — стихи отбирались, чтобы на заданные темы художники расписали сёдзи — раздвижные перегородки в большом загородном доме. Так как дом принадлежал тестю (Уцуномия Ёрицуна) сына (Тамэиэ) Тэйка, то сборник ста песен вплоть до XVI века оставался семейным достоянием его потомков.
Подлинный манускрипт не сохранился, поэтому, вероятно, современная версия имеет некоторые отличия от изначальной. В отличие от всех прочих сборников, в «Хякунин иссю» не соблюден принцип строгого следования каноническим темам — судя по порядку имен поэтов, Тэйка, скорее, хотел дать краткую историю жанра танка. Также считается, что в основе подбора стихотворений — принцип хонкадори.
Хонкадори - прием в японской поэзии, суть которого сводится к тому, что один поэт использует слова, идею или стихотворение другого поэта ("дори" - слово, "хонка" - "песня, лежащая в основе") для создания своего произведения. При этом результат может отличаться от исходного стихотворения по теме, смыслу или настроению до полной противоположности. Дори - это слово другого поэта, а хонка - то, что получается после объединения.
Другая отличительная особенность в том, что многие знаменитые стихи не попали в «Хякунин иссю» и, наоборот, в ней присутствуют песни, которые в столь знаменитой антологии впоследствии очень сильно удивляли любителей поэзии.
Примечательно также, что изначальная версия состояла из 97 стихов — отсутствовала песнь, написанная самим Тэйка, и стихи государей Готоба-ин и Дзюнтоку-ин. Причина, почему Тэйка, будучи искусным поэтом и составителем антологии, не включил свой стих, неизвестна. Государи же находились в ссылке, и по политическим причинам их имена были под запретом. Тамэиэ — сын Тэйка — добавил недостающие песни уже позднее, разумеется, зная изначальный отцовский замысел.
Возможно, распространение сборник получил не только из-за нестандартной структуры, но также из-за необычности его составителя. Ведь Фудзивара-но Тэйка достаточно культовая личность в мире японской поэзии. И прежде всего, он знаменит тем, что поражал современников новизной слога. Благодаря чему вскоре родилось целое направление в поэзии. Тэйка написал множество прекрасных произведений, тем не менее лучшей и самой узнаваемой его работой стал сборник «Ста стихотворений». Он же оказался и последней его значительной работой.
Она не идёт.
"Жди», - мне шепчет Сосновая заводь
В вечерней тиши.
Жгут в солеварне травы.
Или сердце сгорает моё?
(97 стих Хякунин Иссю, автор Фудзивара-но Садаиэ (Тэйка),
перевод В. Санович)
Если автору хотелось сохранить историю, то ему это удалось! Настоящую известность сборник приобрел, когда на его основе появилась карточная игра «карута» или «ута-гарута». Эта игра известна всем японцам от мала до велика, в неё обычно играют в новогоднее время. Можно сказать, что с появлением каруты сборник «Сто стихотворений ста поэтов», а вместе с ним и танка, получили бессмертие. Благодаря игре интерес к ним не исчезает по сей день.
Было интересно? Подписывайтесь и ставьте лайк!