Найти в Дзене
Студент-психолог

Путь к пониманию: как студент становится психологом

Оглавление

Особенности профессионального становления студентов-психологов определяются спецификой их профессиональной подготовки. Работа будущего психолога требует многосторонних знаний о человеке, которые могут иметь разные научные объяснения, выходящие за пределы общенаучной логики. Кроме того, получаемые знания имеют высокую субъектную отнесенность, так как студент-психолог может применять их как к другим, так и к себе. Психолог уже в период обучения ориентирован на взаимодействие с людьми и апробирует различные психологические технологии. Однако из-за особенностей теоретической подготовки и динамичности социального контекста студент-психолог сталкивается с тем, что стандартных технологий взаимодействия не существует, а их приходится выстраивать самостоятельно на основе теоретических знаний и интуиции. Кроме того, большая часть полученных знаний и умений может быть применена только в профессиональной сфере.

Особое влияние на личность студента-психолога оказывает коммуникация в ситуации "психолог-клиент", даже если она проигрывается на практических занятиях. Это связано с процессом отражения себя в другом человеке и постепенным формированием личности как социального качества. В период обучения у психологов повышаются показатели общительности, экспрессивности, они приобретают опыт общения.

Трудности профессионального становления студентов-психологов

Многие исследователи отмечают сложный, противоречивый характер профессионального становления психологов в вузе. Для систематизации трудностей можно опираться на структуру их профессионализма, включающую когнитивный, самооценочный, житейский компоненты и компонент профессионального опыта.

В содержании когнитивного компонента к трудностям относятся:

1) разрывы в представлениях о теориях и смешение концептов разных психологических подходов, отсутствие целостной системы терминологии;

2) неразвитость профессионального мышления;

3) неадекватное пониманию профессии представление о миссии психолога;

4) образ клиента, не соответствующий смыслу профессии или содержащий житейские наблюдения.

-2

Внутри самооценочного компонента:

1) чувство неудовлетворенности собой, недостаточного соответствия "Я" профессии;

2) зависимость от мнения преподавателя.

В содержании житейского компонента:

ориентированность больше на эмоционально-личностное взаимодействие, чем на общение в пространстве будущей профессии.

Внутри компонента "практический опыт":

1) затруднения в выборе профессиональной линии, психологической парадигмы, стиля работы;

2) узость практических психологических умений и навыков.

-3

Противоречия профессионального становления

Указанные трудности определяют противоречия профессионального становления студентов-психологов:

  1. Связанное с когнитивным и самооценочным компонентами - между нереалистичными представлениями о профессии и интересом к ней; между компетентностью студентов и непризнанием ими себя профессионалами.
  2. Обусловленное когнитивным и житейским компонентами - профессия психолога привлекает возможностью разрешения собственных проблем, но высшее образование не выполняет психотерапевтической функции.
  3. Возникающие между когнитивным компонентом и компонентом практического опыта - студенты определяют психологию как фундаментальную науку, но ориентируются на практическую деятельность; стремятся заниматься психологией, но не знают спроса на услуги и испытывают трудности в поиске работы.
  4. Между самооценочным компонентом и компонентом "практический опыт" - у студентов есть мотивация к психологической деятельности, но достижение профессионализма кажется отдаленной перспективой.
  5. В содержании самооценочного, житейского компонентов и компонента "практический опыт" - выбор профессии психолога осуществляют люди с психологическими проблемами, но по окончании вуза должен сформироваться специалист без таких трудностей.

Причины противоречивого становления

Причины сложного, противоречивого характера профессионального становления студентов-психологов коренятся как во внешней среде, так и во внутреннем плане личности как субъекта этого процесса. Анализ исследований показывает, что именно внутренние переменные определяют переживания студентами-психологами дисгармоничности, трудности в общении, что сказывается на их профессиональном становлении.

Динамика становления

На первых курсах представления об учебе и профессии не взаимосвязаны, образ профессионала размыт, ориентирован на внешнюю оценку и сочетание знаний с качествами, обеспечивающими их обретение. Студенты рассматривают профессиональную самореализацию психолога как изменение и совершенствование себя и других посредством психологического воздействия. Это обусловлено ориентацией на мифологизированные представления о психологии и психологах, на активное "внесение психологии в жизнь". Сопровождается завышенной самооценкой профессиональных умений при далеком от профессионального образе "Я".

-4

На 2-3 курсах происходит переосмысление профессиональных намерений, профессиональная самореализация видится уже не как воздействие, а как взаимодействие с людьми посредством психологических знаний, умений и навыков. Утверждается, что психолог должен принимать себя, чтобы помогать клиенту. Однако идеал психолога все еще состоит в "управлении собой".

К старшим курсам согласуются представления об учебе и профессии, осознается роль в приобретении умений и построении будущего. Более значимыми становятся качества, характеризующие практический аспект деятельности и взаимодействие с клиентом. Профессиональная самореализация видится как воплощение себя в профессии, личностный и профессиональный рост. Образ профессионала становится реальным и достижимым. Однако студенты 5 курса заканчивают обучение с чувством неудовлетворенности собой и отличаются от успешных психологов по ряду характеристик.

-5

В итоге, сложный, противоречивый характер профессионального становления студентов-психологов является основой их профессионального развития, но также угрожает стабильности системы профессионального становления, как в ходе обучения, так и после него. Дестабилизирующая роль противоречий требует их осмысления и практических действий по преодолению, выделения путей грамотной психолого-педагогической реализации.