Когда-то средневековая крепость Каламита, что в Инкермане поблизости от устья реки Чёрная, вызывала у недругов благоговейный ужас и восторг. Сооружение было возведено ориентировочно в VI веке для обороны с севера столичного города византийцев на полуострове - Херсонеса. Было оно o шести башнях и построено из инкерманского камня. Ну это сейчас он инкерманский, Инкерманом эта местность стала называться уже при турках. Название «Каламита» переводится неоднозначно - на новогреческом языке, это «красивый мыс», на древнегреческом — «камышовая», ну и еще есть версии, совсем уж глубоко углубляться не будем.
Площадь ее составляла полторы тысячи квадратных метров, в длину, более 230 метров, а толщина стен достигала 4 метров.
Надвратная башня у входа в крепость, возведена у западного обрыва скалы. Впоследствии, после турецкой реконструкции башня стала закругленной и получила две амбразуры для стрельбы из пушки.
А в одной из башен подвальные помещения использовались турками в качестве тюрьмы.
Скала, где стоят остатки крепости, сейчас именуется Монастырской. Крепостные стены ограничивают ту часть скалы, где она была доступна пешим воинам, а поскольку со стороны обрыва подняться здесь было невозможно, укреплений здесь нет.
Нынче сохранились лишь руины отдельных башен, да куртин. Куртина, кстати, это применяемое аж с 16 века, обозначение прямого крепостного вала, соединяющего два бастиона. Ну крепостная стена, то есть. Слово это французское - «courtine», означало в средние века театральный занавес, что висел между двух столбов. Прошу не путать с куртиной в итальянской версии, там это кусочек парковой ландшафтной терминологии - крупная группа из нескольких десятков деревьев и кустарников одной породы. Есть еще неглубокий каменный ров с пещерами-криптами первых христиан и большой деревянный крест на месте, где некогда стояла церковь. Как писал Эвлия Челеби – османский путешественник, который больше 40 лет странствовал по Османской империи и сопредельным государствам: «Построен этот храм с благословенной крепостью, которая ныне зрится, в дни господина Алексея, владыки города Феодоро и Поморья и ктитора святых славных, боговенчанных, великих царей и равноапостольных Константина и Елены в месяце октябре, индикта шестого, лета 6936».
А пещеры-крипты с видом на Гайтанскую балку и Инкерманскую долину в ранний период также входили в систему оборонительных сооружений.
В четвертом веке византийская крепость комплектовалась гарнизоном из местных жителей и была укрытием для местного населения от набегов, ну как в русских землях вокруг крепости был посад, жители которого в случае опасности заходили внутрь и становились частью гарнизона.
Крепость была важным перевалочным пунктом в торговле юга и севера, а потому генуэзцы считали Каламиту опасным конкурентом для своего порта в Чембало (сейчас Балаклава). На Каламиту они регулярно нападали и было даже взяли ее и сожгли в 1434 году, но Феодоро вернуло ее и восстановило. Однако, пришедшие в Крым турки ожидаемо стали ее хозяевами, как и всего вокруг и переименовали в Инкерман, перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Сейчас крепость - филиал заповедника "Херсонес Таврический" и объект культурного наследия федерального значения. Вход на территорию крепости бесплатный. Можно побродить среди башен и колосьев одичавших зерновых.
И полюбоваться на купола и крыши монастыря с непривычного ракурса – сверху.
А еще, именно здесь произошла та самая примечательная история, когда Потемкин впервые показал Екатерине свои успехи в строительстве Севастополя и флота. В мае 1787 года Екатерина II посетила Крым. До Бахчисарая ее сопровождал местный почетный караул - отряд татарских всадников. Потом вся эта делегация отправилась в Севастополь. И здесь, в Инкерманской бухте во время обеда, в специально построенном павильоне всех ждал мастерски подготовленный сюрприз - неожиданно раздвинулся занавес и открылся вид на гавань с вновь построенными линейными кораблями, фрегатами и мелкими судами. Зрелище произвело непередаваемый эффект. Императора Иосифа II, который по пути следования кортежа инкогнито присоединился к императрице, привел в шок и Севастопольский порт и неизвестно откуда взявшийся флот. Вот этот вид, только кранов в те времена, полагаю, не было.
Вояж тот имел громадное экономическое и политическое значение. С ним же связано и появление мифа о «потемкинских деревнях», коих на самом деле не было. Но, выражение прочно прижилось и означает видимость благополучия, скрывающее сомнительное положение дел.
А с другой стороны горы сейчас располагается карьер, где добывали камень еще в те времена, когда строился Херсонес. И сейчас еще добывают, карьер действующий. Некоторые штольни такого размера, что туда заезжал железнодорожный состав.
Карьер этот напрямую связан с возникновением Инкерманского монастыря святого Климента. Святой Климент был учеником самого апостола Петра, а еще Римским папой, которого император Траян сослал в 98 году на задворки Римской империи, в эту самую каменоломню за проповедь христианской веры. Сейчас на месте первоначального Инкерманского карьера образовалось озеро. Сначала там добывали камень, потом котлован заполнился водой. К слову, озеро – популярное место купания и даже рыбной ловли.
Так вот, Святому Клименту рабочие на каменоломне жаловались, что у них нет даже воды. Тогда он стал так усердно молиться, что появился источник. Вода появилась и со временем заполнила карьер.
А на месте этом, в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Жизнь в нем то шла, то замирала. И когда Крым был присоединен к России средневековый скит возродили и освятили во имя святого Климента. Потом он стал монастырем.
Свято-Климентовский монастырь и сейчас действующий. Сразу за воротами есть уникальное панно, на котором изображены деяния святых, которые в свое время, каким-либо образом были связаны с историей этого монастыря. А на расстоянии десятка метров от панно находится тот самый святой источник, с деяний которого и началась история Святого Климента. Правда, из-за стройки и карьерных работ возле горы источник пересох. Осталась только вот эта скульптурная память.
Свято-Климентовский монастырь считается одним из самых древних пещерных монастырей на территории полуострова. Благочестив, красив и ухожен. И заслуживает отдельного повествования.
Добраться сюда до монастыря и крепости из Севастополя можно по- разному.
Например, на рейсовом катере. Катер ходит каждый день с Графской пристани. Двигаться (даже не знаю, как правильно по морскому, плыть или ехать. Плавает вроде, некая дурно пахнущая субстанция, а ездят машины) необходимо до остановки «Малый Инкерман», дальше пешком до крепости около 30 минут, это около 2 км или пересесть на маршрутное такси № 103, 106 до остановки «Больница».
Еще на автобусах № 92, 103, 126 или маршрутном такси - № 103, 106, 137 до остановки «Больница».
Ну и на электричке «Севастополь-Симферополь» до станции «Пост 1501 км». Дальше нужно будет около 15 минут идти пешком вдоль железнодорожных путей по ходу движения поезда.
Дорога к крепости проходит через тоннель под железнодорожной насыпью (железную дорогу вроде бы планируется отсюда убрать). Дорогу построили в середине 19 века, протяженностью всего-навсего один километр для транспортировки строительного камня из каменоломни, но вот укоренилась она и действует до сих пор и эстетического наслаждения не доставляет. Если вы идете не в монастырь, а в крепость, то после ворот нужно свернуть налево и мимо старинного кладбища поднимаетесь по тропинке наверх. Она там одна, не заблудитесь. Путь займет минут десять.
Итак всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.