Найти тему
Ирина Минкина

Очерк Александра Каревина про состояние Украины после майдана

Александр Семенович Каревин – советский и украинский историк. Он родился и всю свою жизнь прожил в Киеве. Учился в Киевском университете.

Каревин последовательно, на основе исторических фактов, отстаивал единство русского мира, единство Великороссии и Малороссии. За что некоторые особенно "грамотные" украинские деятели называли Каревина украинофобом. Хотя никакого неприятия Украины и украинцев у Каревина ни в одной из работ нет.

В 2022 году Каревин был задержан СБУ. Что с ним сейчас – сказать сложно. Во всяком случае, у меня нет никакой информации относительно того, где находится Каревин и жив ли он вообще.

Я уже публиковала несколько текстов про книгу очерков Александра Семеновича под названием «Сумерки невежества: Технология лжи». Эта книга была издана в России в 2016 году. В ней собраны 75 очерков Каревина, датируемые периодом с начала 2000-х до 2015 года включительно.

После майдана 2014 года Каревин, понимая суть происходивших событий, написал очерк под названием «Существует ли на Украине фашизм?». В этом очерке он публично ответил Леониду Кравчуку, который утверждал, что ему, Кравчуку, обидно, когда кто-то называет организаторов майдана фашистами.

Александр Каревин в своём очерке перечисляет признаки фашизма и анализирует, есть ли они на Украине.

Во-первых, печально известный «Правый сектор»* - ударная сила Евромайдана – был создан на основе организации «Тризуб», носящей имя как раз Степана Бандеры.

Как раз Каревин добавляет как бы в ответ Кравчуку – «бывшему пламенному коммунисту» (выражение Каревина), который возмущался: мол, после майдана на Украине не было партии имени Степана Бандеры.

Во-вторых, сам Евромайдан проходил под бандеровскими, то есть фашистскими, знаменами.

Далее Каревин говорит о том, что после захвата киевской мэрии активисты майдана вывесили там огромный портрет Бандеры.

Не Тараса Шевченко! Не Михаила Грушевского! Не Симона Петлюры! Даже не основателя ОУН* Евгения Коновальца, который хотя и сотрудничал с гитлеровцами, но был ликвидирован еще идо начала Второй мировой войны. <…> Это ведь факт: якобы демократический Евромайдан проходил на фоне изображения лидера украинских фашистов, пособника немецких оккупантов, террориста и убийцы Степана Бандеры.

Каревин мудро замечает, что бандеровщину на Украине продвигали под дружное обсмеивание тех, кто бил в набат, замечая это. Мол, да вы что! Да как это может быть? Да, мол, бандеровцы на Украине – это как чупакабра, которую никто не видел, но все о ней говорят. То есть этого нет – но это агрессивно внедряется в массы, так сказать.

Каревин в связи с этим вспоминает о том, как в одной из передач в эфире Первого канала Украинского радио некий Владимир Вятрович, называвший себя историком и активистом майдана, должен был аргументированно развенчать и даже высмеять мифическую бандеровскую угрозу.

Но настроен он [Вятрович – прим. моё] был явно не юмористически и с места в карьер заявил, что выступать против бандеровцев могут только «совки», носители «совковой идеологии». Затем же стал говорить, что таких вот «совков» особенно много на юго-востоке страны, они там представляют угрозу украинской государственности, а значит, и поступать с ними нужно соответственно.

К слову, вскоре Владимира Вятровича назначили на должность директора «Украинского института национальной памяти». Да и на юго-востоке Украины с людьми тоже стали поступать соответственно.

Каревин в своём очерке анализирует постмайданное состояние Украины с точки зрения классических признаков фашизма.

Согласно всевозможным политическим и политологическим справочникам признаками фашистского режима являются: тоталитаризм, национализм, ксенофобия, этатизм, экстремизм, милитаризм, антикоммунизм.

Далее Александр Семёнович по пунктам разбирает наличие каждого из этих признаков на Украине постмайданного образца.

Тоталитаризм киевского режима заключается, по словам историка, в стремлении контролировать все сферы общественной жизни; в подавлении не только политической оппозиции, но и вообще всяческого инакомыслия. Ситуация с языковым вопросом также не вызывает сомнений в тоталитаризме украинского режима, добавлю я от себя. На момент написания очерка Каревин ещё только предвидел, что гонения на русский язык будут. Они уже начинались, но еще не приняли тех гипертрофированных форм, которые имеют сейчас. Собственно говоря, Александр Семенович цитирует в очерке слова одной журналистки, которая после 2014 года говорила, что, мол, языковой вопрос пока что не нужно педалировать, так как, мол, он еще не ко времени.

«Ко времени» он будет, вероятно, тогда, когда властям удастся (если удастся!) подавить волнения в Донбассе.

Вот вам, пожалуйста. Историк оказался пророком.

Что касается национализма, то с этим пунктом, по словам Каревина, всё стало очевидно практически сразу после майдана.

Эта идеология исповедуется представителями режима откровенно. Остроты добавляет то, что речь идёт об искусственно создаваемой нации, принудительно вычленяемой из нации русской (которую, как свидетельствует история, вместе составляют великорусы, малорусы и белорусы). Тем сильнее усердствуют «украинские националисты» (правильнее назвать их сепаратистами) в разжигании русофобских настроений.

Каревин писал это сразу после 2014 года. Это писал киевлянин, историк по образованию и по профессии. Человек, который прожил на украинской земле всю свою жизнь. Который всю сознательную часть этой своей жизни занимался изучением русской истории. Он вот сразу понял, что именно произошло в 2014 году. В отличие от тех прекраснодушных обитателей большой России, которые до сих пор твердят, что «ничего же не было». Хотя правильнее, на мой взгляд, таким людям было бы говорить исключительно от своего имени: я же ничего не видел.

Про ксенофобию как ненависть к так называемому чужому Каревин тоже говорит на примере украинской русофобии.

А вот что Александр Семёнович говорит про этатизм.

Ярко проявляется и этатизм – проповедь максимального подчинения интересов личности и отдельных общественных групп интересам государства. Лозунг «Украина превыше всего!» давно пропагандируется национал-радикалами, а ныне воплощается в жизнь и национал-демократами, находящимися при власти.

Добавлю от себя: сравните сегодняшнюю возможность выезда за рубеж из России и из Украины. Достаточно одного этого параметра, чтобы понять, что такое этатизм и какая из сторон конфликта раскачала этот признак фашизма практически до максимума. Река Тиса не даст соврать, как говорится.

Милитаризм – принцип применения силы при решении конфликтов, в том числе внутренних. Экстремизм – приверженность к крайним мерам. Всё это наглядно продемонстрировано в Одессе 2 мая и продолжает сегодня демонстрироваться при «умиротворении» Донбасса. К тому же опирается режим в своих карательных акциях прежде всего на провластные экстремистские группировки.

Сколько лет еще было до начала СВО? А Каревин уже понимал, какие именно процессы происходят на Украине.

Это всё было и тогда, когда Россия раз за разом в нормандском и прочих, оказавшихся бесполезными форматах пыталась урегулировать конфликт путем переговоров. При этом западные наблюдатели что, не видели и не знали всего того, что происходило на Украине? И видели, и знали. И «Красный крест» (документы о причастности которого к деятельности черных трансплантологов найдены ВС РФ на освобожденных территориях), и ОБСЕ (которые, вместо того чтобы способствовать прекращению обстрелов Донбасса, технически способствовали более точному наведению стрелков киевского режима на нужные им цели). Так называемые цивилизованные форматы решения украинского кризиса выгоднее всего были как раз именно тем, кто за завесой законности творил беспредел. Закрыли глаза на происходящее – и всё. Запад разрешает и даже поощряет, а прогрессивная общественность твердит про «а вы уверены, что на Донбассе вообще кто-то кого-то убивал».

Наконец, антикоммунизм. Вопрос о запрете компартии уже поставлен на повестку дня. И то, что это недемократично, никого во власти не интересует.

Это Каревин писал еще до активной фазы сноса «памятников советским оккупантам» на Украине. Это было сказано до того, как улицы и целые населенные пункты начали массово переименовываться в угоду постмайданному киевскому режиму.

Как видим, признаки фашизма налицо. Какие еще нужны доказательства? Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, можно дать, увы, только положительный. Сумерки бандеровщины сгущаются над Украиной и грозят превратиться в непроглядный мрак с очень неблагоприятными последствиями.

По сути говоря, историк Каревин писал ровно о том, к чему переворот 2014 года в итоге привёл Украину и её граждан.

И кстати: в финале очерка Каревин задаётся вопросом, что же со всем этим делать. Он вспоминает стихотворение украинского поэта Василия Симоненко про Украину, которое тот написал о бандеровцах в период гитлеровской оккупации. В этом стихотворении поэт, как и Каревин, задавался точно таким же вопросом: что делать. И в этом поэтическом тексте Симоненко так прямо и говорит, что бандеровцы тогда, в Великую Отечественную, непременно погубили бы Украину, «когда бы тогда Украйне на подмогу с востока не вернулись москали». Это цитата из текста Василия Симоненко. И эти же строки выносит в финал своего очерка Каревин.

***

Судьба историка Каревина сейчас доподлинно неизвестна. Жив ли он? Что с ним сделали в СБУ? Однако то, что Каревин продолжал писать о происходившем на Украине и публиковать свои тексты после 2014 года, - в этом, безусловно, заключается его личный подвиг. Как историка и как человека, который искренне желал своей родной земле счастья и процветания. Не вел ее в пропасть, а хотел, чтобы Украина была процветающей страной. Каревин (кстати говоря, точно так же, как и убитый после майдана Олесь Бузина) даже не планировал уезжать из Украины, несмотря ни на какие внутренние процессы. Он хотел, чтобы в его доме настал мир и порядок. Но уехать из своего дома он не смог.

Для нас же работы историка (и, я бы добавила, публициста) Александра Семеновича Каревина – бесценный источник для понимания происходивших на Украине внутренних процессов.

*запрещенная организация, признана террористической и экстремистской в РФ