Власти России планируют значительно увеличить утилизационный сбор на нелокализованные автомобили. Постановление правительства о введении долгосрочной шкалы индексации этого сбора, включая легковые автомобили, было опубликовано 15 июля. Документ был разработан комитетами Госдумы и Совфеда, а экспертный совет по промышленности возглавляет Максим Соколов, руководитель "АвтоВАЗа", выступающий за индексацию сбора для защиты от "ценовой экспансии" китайских автомобилей.
Публичные обсуждения продлятся до 20 августа. В случае принятия документа, автокомпании при ввозе иномарок в Россию будут обязаны уплачивать увеличенный утилизационный сбор с 1 октября 2024 года. Эти меры затронут только бренды, которые не завели производство в России или Белоруссии. Поясняем, зачем это нужно и какие автомобили могут подорожать в первую очередь.
Как сообщили ранее в Минпромторге, утилизационный сбор на импортированные автомобили может увеличиться уже в 2024 году, если производство отечественных и локализованных машин будет рости на нужном уровне. Согласно информации ведомства, ставка утилизационного сбора может вырасти на 70-85% в первый год и на 10-20% в последующие годы.
Утилизационный сбор представляет собой дополнительную сумму, которую импортеры платят за ввоз автомобилей в Россию для продажи наряду с таможенными пошлинами и налогами. Если производство машины локализовано, компании получают компенсацию от государства в зависимости от уровня локализации. Чем выше локализация, тем больше компенсация от государства - особенно дорого стоит локализация моторов и коробок передач.
В настоящее время суммы утилизационного сбора следующие:
- 306 000 рублей для машин с объемом двигателя до 2 литров
- 844 800 рублей для машин с объемом двигателя 2-3 литра
- 970 000 рублей для машин с объемом двигателя 3-3,5 литра
- 1 235 миллиона рублей для машин с объемом двигателя более 3,5 литра
Для электрокаров утилизационный сбор за новую машину составляет 32,6 тысячи рублей, но если их ввозить через Белоруссию, придется заплатить более 300 тысяч рублей.
К 2025 году планируется, что утилизационный сбор для машин с объемом двигателя до 2 литров увеличится до 667 000 рублей, в 2026 году - около 800 800 рублей, а к 2030 году - до 1,170 миллиона рублей. Эти данные основаны на заявлении Минпромторга и проекте коэффициентов. Кроме того, подобные предложения содержатся в письме Госдумы от Владимира Гутенева для премьер-министра Михаила Мишустина. Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" высказывала противоположное мнение по поводу таких увеличений утилизационного сбора.
Авторы постановления считают, что индексация утилизационного сбора на стоимость локализованной продукции не повлияет. В пояснительной записке к документу указано, что принятие предложенных положений не повлияет на стоимость из-за государственной поддержки.
Однако Шапарин считает иначе. Он прогнозирует, что импортеры автоматически поднимут цены на всю сумму утилизационного сбора с 306 тыс. до 556 тыс. рублей, как минимум. По его мнению, это может явиться причиной для компаний, таких как АвтоВАЗ, поднять цены на примерно 100 тыс. рублей. Глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков также утверждает, что цены на автомобили неизбежно вырастут после таких изменений.
Например, данные от РОАД по ввозу седана Jetta VA3 из Китая показывают, что стоимость в России в 23 раза выше, чем в Китае. Расчеты указывают на дополнительные сборы и расходы, включая утилизационный сбор, что приведет к увеличению цен на автомобили.
Следовательно, можно предположить, что с увеличением утилизационного сбора автомобили подорожают, что скажется на конечной стоимости для потребителей.