Найти в Дзене

Профессиональное программирование для детей

Оглавление

Как программирование отучает детей придумывать отговорки.

Проблема

Родители семиклассника Олега обратились ко мне после того, как учительница русского языка сообщила им пренеприятнейшее известие: их ребенок регулярно не делал домашнее задание и, самое главное, всегда придумывал какую-нибудь отговорку. Отговорки учительницу раздражали больше, чем невыполненное д/з.

Устная беседа с ребенком, которую обычно проводит психолог, не всегда эффективна. Обязательно нужна совместная работа. Еще лучше – совместная работа, связанная с решением трудных задач. Программирование как раз и подходит для такой цели.

Решение проблемы смотрите в конце текста.

Ударим кодом по отговоркам

Мы начали заниматься с Олегом профессиональным программированием. Не школьной информатикой, а реальным программированием. Всё по-взрослому, так сказать. Процесс программирования хорош тем, что там сразу видно, может человек упорно работать над достижением цели или не может. Кто-то в случае неудачи начинает сразу же искать и исправлять ошибку, а кто-то бросает работу и придумывает «причину» отказа работать дальше. Единственным критерием успеха является работоспособность программы. Либо работает – и ты победитель, либо не работает – и тогда ты сам решаешь, кто ты.

Вам встречались такие люди...

Олег оказался магистром в изобретении разных отговорок. Когда оказывалось, что код не работает, ребенок сообщал, что ему надо срочно в туалет, кто-то звонит в дверь, у него сегодня болит голова, плохой интернет, нет звука, у него много уроков на сегодня и так далее. Опасность такого поведения заключается в том, что сначала ребенок просто придумывает оправдания и отговорки, а потом начинает сам в них верить. И вот с такими поведенческими алгоритмами он переходит во взрослую жизнь. Вам, наверное, встречались подобные люди. С ними невозможно работать. Если надо завалить какое-либо дело, можно смело обращаться «за помощью» к таким специалистам. Потом они обязательно смогут объяснить вам, почему ничего не получилось и почему они здесь ни при чём. Самое печальное, что при этом они будут свято верить в истинность своих слов и искренне не понимать, почему их ругают, увольняют, не понимают. Так и проживают всю жизнь «непонятыми».

Отговорки - это костыли

Отговорки для Олега были формой психологической защиты. В психологии эта форма защиты называется рационализацией. Проблема заключается в том, что просто запрещать ребенку пользоваться какой-либо психологической защитой ни в коем случае нельзя. Это все равно, что у хромого отобрать костыль. Он от этого не перестанет быть хромым. Когда родители требовали от Олега прекратить сочинять отговорки, они таким образом отбирали у него средство защиты перед агрессией внешнего мира. Всё, чего они добивались, это увеличения дистанции между собой и ребенком.

Отговорка – это костыль. И на первом этапе мы не отбираем у человека этот костыль, а предлагаем ему выбор между несколькими костылями. Это позволяет ему избежать «веры» в придуманную им отговорку, так как невозможно одновременно верить в несколько отговорок одновременно. Он перестает в них верить, перестает обманывать себя. Пусть он продолжает еще какое-то время пользоваться отговорками, пусть он объясняет избирателям, коллегам по работе, учителям, родителям, что у него болела голова, что гранаты не той системы, что часы отставали... Но самому себе при этом он будет честно говорить: «Это всё отговорки, я лентяй, я не смог собраться и найти в себе силы». Ребенок/взрослый начинает работать с реальностью.

Какой код мы написали с Олегом

Что мы сделали вместе с Олегом? Прошло много времени. Постепенно, продвигаясь в познании программирования, мы вместе смогли написать код, который выводил на экран целый список возможных отговорок (потерял ключ от квартиры, поругался с другом, сел не на тот автобус, проспал и так далее). Уже само по себе предложение написать список возможных отговорок Олег принял с восторгом. Мы потратили на придумывание этих отговорок несколько занятий. Но это стоило того. Парень оказался очень творческим. К тому же в моем лице он встретил первого человека, который был согласен не только слушать его фантазии, но и придумывать весь этот бред вместе с ним. Каждую отговорку можно было кликнуть на экране и с помощью кнопок клавиатуры и скролла мышки «ощутить». В процессе совместной работы выяснилось, что Олег был кинестетиком. Можно сказать, что главным органом восприятия у него были пальцы и ладони. Оперируя мышкой (то есть пальцами), он мог менять цвет отговорки на экране, ее пульсацию, размеры. Это все сопровождалось восторгом от того, что он сам (почти сам) написал весь этот код. Он ощущал себя, что называется, Übermensh по Ницше. Но, самое главное, он мог уменьшать текст до маленькой точки или делать его невидимым. Каждое занятие мы заканчивали игрой, которую назвали «Change the excuse» («Измени отговорку»).

Каждая игра заканчивалась тем, что отговорка движением пальца по скроллу мыши превращалась в точку. Вот есть оговорка, а вот ее нет. Нет отговорки – нет проблем. Этот прием используется в НЛП, когда мы выносим психологическую проблему во вне и начинаем работать, например, с ее физическими размерами. Мы, что называется, печенкой начинаем чувствовать всю незначимость проблемы, которая была для нас мучительной длительное время.

Ниже можно увидеть скриншот сайта, для которого Олег написал код. Семиклассник сам выбирал цветовую гамму и размещение элементов. Поэтому не судите слишком строго о дизайне - ребенок учился на программиста, а не на дизайнера.

Танцуют Врут все!

Изучая программирование в течение года, Олег был вынужден научиться признавать свои ошибки и понимать абсурдность любых отговорок. Затем он перенес этот локальный опыт на большинство жизненных ситуаций. Он стал очень чувствительным к своим и чужим отговоркам. Он был поражен, насколько регулярно он сам и окружающие его люди обманывают сами себя. Кто-то боится признать свои слабые знания и объясняет низкую оценку злым учителем или сверхсложностью задания. Кому-то трудно признаться себе в зависти к успеху друга/подруги и тогда успех комментируется как малозначащий и незаслуженный. И так далее по бесконечному списку отговорок.

Мы учим своих детей не обманывать других. Но в первую очередь надо учить детей не обманывать себя, не верить в свои отговорки. Почему? Если не поняли – перечитайте абзац "Вам встречались такие люди...".