Спешите к нам!
Услышьте нас на суше
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам…»
Атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ракетами, первый советский атомный ракетоносец.
Из-за большого числа аварий получила прозвище «Хиросима».
У экипажа взяли расписку о неразглашении тайны на 30 лет, умерших хоронили ночью от лучевой болезни в цинковых гробах.
60 лет назад, 4 июля 1961 года, на борту первой советской атомной подводной лодки К-19 произошла авария реактора. В тот момент она находилась недалеко от побережья Норвегии и в случае при взрыва могла развязать 3 мировая войну.
Все шло штатно, К-19 направлялась на базу. Оба реактора работали на мощности всего в 35 процентов, погода стояла ясная, экипаж отдыхал. Но в 4:15 раздался аварийный сигнал из-за резкого падения давления воды уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора.
Командир субмарины Николай Затмеев собрал срочное собрание и нужно было принимать срочные меры для спасения ситуации.
Капитан понимал, если реактор взорвётся, последствия будут ужасными. Но проблема заключалась в том, что у подводников не было специального оборудования и одежды для решения поставленных задач, в следствии чего экипаж был переоблучен.
Приняв единственное решение, подводники нашли вариант выхода из ситуации: собрать из всего, что было трубопровод и приварить его к лопнувшему контуру, после чего подать по нему воду и охладить реактор. План был хорош всем, кроме одного — работа в отсеке означала практически верную гибель.
Борис Корчилов с группой добровольцев надев снаряжение, отправились выполнять задачу.
За своё мужество Корчилов заплатил самую высокую цену. Когда он вышел из отсека и сорвал противогаз, его тут же начало рвать. Несколько человек быстро повалились с ног с симптомами лучевой болезни. Повстьев, предложивший план спасения лодки и руководивший монтажом трубопровода, сам получил тяжёлое отравление. Смертельные дозы получили ещё несколько моряков. Своей жизнью они купили победу над собственным реактором. Через полтора часа после начала работы аварийная система охлаждения начала функционировать.
Дабы избежать саботажа было принято решение выкинуть всё стрелковое оружие кроме офицерских
На помощь откликнулось дизельное судно
С-270 капитана Жана Свербилова.. Свербилов оказался самостоятельным и решительным командиром. Приняв сигнал бедствия, он немедля вышел на помощь, не тратя время на совещания и попытки выпросить разрешение у начальства. Благо погода была хорошей, волнения не было, так что уже через 4 часа Свербилов оказался в районе, где боролась за жизнь К-19. Лодки просигналили друг другу ракетами. Люди, не занятые на борьбе с реактором, стояли на лодке. Поскольку основная рация на К-19 вышла из строя.
Свербилов попытался взять К-19 на буксир. Это оказалось не по силам его менее мощной лодке. Однако командование флота, по крайней мере, уже разобралось, что происходит: через сутки после аварии подошли ещё две субмарины. Началась массовая эвакуация людей. Секретные документы тащили в мешках. Чтобы не переносить на другие лодки заражённую одежду, морякам пришлось эвакуироваться в костюмах Адама.
Вскоре на субмарину прибыла специальная команда — естественно, в полноценных защитных костюмах. Её задачей было оценить состояние лодки и возможность вывести её домой.
В течение полутора часов новоприбывшие перемещались по отсекам вымершей субмарины. Освещения не было: использовали только фонари. К счастью, никаких утечек на борту не обнаружили. Радиационный фон был высоким, однако выводы обнадёживали: лодку можно спасти. К-19 отбуксировали в Западную Лицу.
Действия экипажа во время аварии правительственная комиссия признала правильными. Многих участников борьбы за спасение К-19 и мира вокруг наградили. Правда, некоторых — посмертно.
Подписывайтесь на канал, тут много чего интересного, а так же пишите комментарии