И снова Петя пишет «изчо» вместо «ещё». «Четыре ошибки в слове из трех букв, это же надо умудриться!» – уныло размышляет автор канала, репетитор.
Идёт уже десятое занятие, а прогресса в знаниях грамматики и написаниях диктантов как не было, так и нет. При этом в остальном Петя – приятный мальчик 9 лет, в меру любознательный, вполне добродушный и не без смекалки.
Спрашиваю у мамы, как дела в школе. Оказывается, с первого класса учителя русского языка жаловались на вопиющую безграмотность ученика и разводили руками, как можно в очередной раз писать, как слышится, когда уже столько правил прошли, столько орфограмм выучили, столько словарных диктантов прописали!
Мамочка, не желая мириться с подобной ситуацией, занялась активным поиском информации в интернете.
Так у Пети появился однозначный и безоговорочный диагноз.
"Дислексия! Ну конечно!"
С тех пор на упреки учителей в том, что Петей мало занимаются, мама отвечает: «Не требуйте от моего сына многого, у него дислексия! Это врожденное и навсегда! Сейчас есть автопроверка текста, голосовой набор, не очень-то и нужно грамотно писать! И вообще, Петя у меня растёт технарём!»
Я крайне расстраиваюсь, когда родители детей, не ладящих с учёбой, подменяют понятия и навешивают ярлыки. Причём, не всегда правильные.
Обратилась к племяннице, дипломированному психиатру и психотерапевту, с вопросом:
Что такое дислексия и действительно ли это приговор?
Итак, ответ специалиста, друзья. Как и обещала
"Список актуальных на сегодняшний день диагнозов с критериями их постановки содержится в Международной классификации болезней десятого пересмотра.
(Одиннадцатый пересмотр в России пока ещё официально не используется.)
Для каждого диагноза прописаны в различных клинических рекомендациях лекарственные и нелекарственные методы лечения, объем ограничений трудовой и учебной деятельности.
Симптом – это одно из многочисленных проявлений заболевания. Сам по себе симптом не специфичен, одни и те же симптомы могут встречаться при абсолютно разных состояниях.
Так вот, дислексия, так же, как и дисграфия, дискалькулия, дислалия и много ещё чего, – это не диагнозы, а не более, чем специфические термины, которыми обозначается дефицит тех или иных когнитивных функций.
Да, мы, медики, обожаем называть всё подряд умными словами! Вместо «плохо пишет» скажем «дисграфия», но разве «плохо пишет» – это всегда болезнь?
Это, безусловно, отклонение от нормы, которое может объясняться разными причинами. Глобально я бы разделила их на две группы:
«медицинские» и «немедицинские»
К первой группе относятся как раз те диагнозы из МКБ-10, одним из бесчисленного множества симптомов которых могут быть:
- трудности произношения звуков/слов, восприятия обращенной к ребёнку речи;
- оптико-пространственные нарушения (когда бывает трудно воспринимать буквы как буквы, а не как отдельные элементы, и ребёнок путается в «палочках и крючочках»);
- сложности концентрации внимания, из-за которых усваивать любую информацию, в целом, тяжело;
- интеллектуальная недостаточность (оценивается исключительно клиническим психологом с помощью специализированных тестов, адаптированных под каждую возрастную группу детей и подростков! Никаких тестов из интернета!)
Как пример, при известном многим Синдроме Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) малыши часто испытывают трудности в обучении, поскольку из-за особенностей функционирования мозга нейро-физиологически не способны удерживать внимание на одном объекте достаточно долго (кстати, если хотите отдельную статью про СДВГ, пишите в комментариях!)
В итоги мы получаем ту самую дисграфию, дискалькулию и т.д.
«Немедицинская» причина дефицита навыков письма или счета – недостаточная натренированность мозга воспринимать письменную и числовую информацию.
В первые годы жизни наш мозг крайне, просто невероятно пластичный! Но при этом, вне зависимости от возраста, наш мозг ещё и невероятно ленивый!
Главный принцип развития организма – «use or lose» – «используй или потеряешь». То есть, нервная система прекрасно адаптируется к тем стимулам, которые встречает в своей повседневной жизни. И, вместе с тем, наотрез отказывается обучаться взаимодействовать с тем, что видит редко и вскользь.
К сожалению, я всё чаще вижу в общественных местах годовалых малышей, ещё не умеющих разговаривать, но уже со смартфонами в маленьких цепких ручках. А на экране – яркая, быстро сменяющаяся картинка с минимумом слов и цифр.
И как же мозгу познакомиться с числами и буквами, если ему не показывают их регулярно?!
Или же смартфоны в руках родителей, которые мало общаются со своими детьми («А чего он там в 3 года понимает?»), не читают с ними вывески, проходя мимо магазинов, не считают вместе сдачу, не читают друг другу книжки вслух.
А ведь регулярность в обучении крайне важна!
Пусть понемногу, но ежедневно и, конечно же, с вниманием и любовью!
И проблема не в смартфонах как таковых, а в недооценке необходимости живого человеческого общения и участия!
Родителям, которые замечают у своих детей трудности освоения навыков письменной, устной речи или счёта, будет не лишним показать своих чад детскому нейропсихологу. Это психолог, который как раз-таки и специализируется на оценке когнитивных функций, а именно:
- памяти,
- внимания,
- речи,
- счета
- и мышления в целом.
Нейропсихолог – одна из специализаций клинического психолога, который обучался работать как с людьми без отклонений, так и с пациентами, имеющими особенности развития или психические расстройства. Он проведет ряд тестов и напишет заключение по состоянию когнитивных функций ребёнка на настоящий момент. Если нарушения носят неглубокий характер, нейропсихолог разработает для вас план занятий по тренировке тех или иных навыков. В том случае, если результаты значительно ниже возрастных норм, помимо регулярных занятий, нейропсихолог также может рекомендовать посещение детского психиатра.
Как вы видите, даже тяжелые расстройства речи и письма предполагают регулярные тренировки и занятия со специалистами. Ставить на ребёнке «крест», вешать на него ярлык «дислексик» – значит обрубать ему путь к пусть даже минимальному прогрессу на этом поприще.
Такие особенности – не индульгенция «забить» на проблемную сферу, а повод наоборот уделить слабым сторонам дополнительное внимание и приложить все усилия к компенсации того или иного недостатка".
Видите, друзья, специалист решительно ставит точку в этом одиозном вопросе и дислексии: в любом случае надо работать с ребятами над проблемными сферами, а не прикрываться, как щитом, всякими умными словами.
***
Теперь переходим к обсуждению материала. Задавайте вопросы, если хотите углубиться в тему. Племянница обещала прийти и ответить лично.
И ждём оценок за статью. За наш коллективный труд, так сказать😊👍