Продолжим разговор про эксперимент и его планирование.
Начало здесь:
Мы уже в курсе, что такое независимая и зависимая переменные. Это знание нам сегодня очень пригодится. Однако одного его как для постановки эксперимента, так и для успешной сдачи ЕГЭ по биологии, явно не достаточно. Начинаем восполнять информационную нехватку.
Рабочая гипотеза
Скажите, для чего исследователь проводит эксперимент? У исследователя есть какая-то догадка-предположение. Вот с помощью эксперимента он её и проверяет. Эта самая догадка-предположение и есть рабочая гипотеза.
Вернёмся к примеру из предыдущей статьи:
Я как учитель хочу выяснить, как влияет количество лабораторных работ в 10-11 классах на успешность выпускников на ЕГЭ по биологии
В данном примере рабочей гипотезой является следующая моя догадка: количество лабораторных работ в 10-11 классах влияет на результат ЕГЭ по биологии. То есть я предполагаю, что средний балл моих учеников на ЕГЭ по биологии зависит от количества организованных мною для этих учеников лабораторных работ. Чем больше лабораторных, тем лучше понимание и усвоение ими материала, а значит и успешность на экзамене.
Напоминаю, что в данном примере независимая переменная, то есть та, которая не зависит ни от чего и ни от кого кроме меня, - это количество лабораторных. А зависимая от неё переменная - это средний балл на ЕГЭ.
Итак, рабочая гипотеза - это предположение экспериментатора, что независимая переменная оказывает воздействие на зависимую переменную.
Нулевая гипотеза
А это ещё одно предположение, которое обязательно нужно проверить исследователю. Оно прямо противоположно рабочей гипотезе. И именно с проверки этого предположения, с проверки нулевой гипотезы, эксперимент и начинается.
Нулевая гипотеза - это предположение экспериментатора, что независимая переменная не оказывает воздействие на зависимую переменную.
В моём примере нулевая гипотеза - это предположение, что количество лабораторных работ и результат ЕГЭ никак не связаны. Если я действительно соберусь провести соответствующий эксперимент, то я начну его с проверки нулевой гипотезы, и мне нужно будет убедиться в том, что независимая переменная (количество лабораторных работ) не оказывает воздействия на зависимую переменную (на средний балл на ЕГЭ). Если нулевая гипотеза подтвердится, то дальше я могу эксперимент и не продолжать. Всё и так станет ясным.
Каким образом экспериментаторы проверяют нулевую гипотезу - об этом речь в следующей публикации. А сегодня мы вновь потренируемся. Будем пробовать формулировать рабочие и нулевые гипотезы, используя для этого уже знакомые нам по прошлой статье примеры-анекдоты.
Поехали закреплять материал!
1. Держись подальше от науки: выяснилось, что научные исследования вызывают рак у лабораторных крыс.
Рабочая гипотеза: участие мышей в научных исследованиях (независимая переменная) приводит к развитию у них рака (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: участие мышей в научных исследованиях (независимая переменная) не влияет на развитие у них рака (зависимая переменная).
2. Согласно исследованиям ученых желание работать полностью выводится из организма за десять дней.
Рабочая гипотеза: с течением времени (независимая переменная) желание работать (зависимая переменная) выводится из организма.
Нулевая гипотеза: с течением времени (независимая переменная) желание работать (зависимая переменная) сохраняется неизменным.
3. Новые исследования показывают, что человек поверит в любую ерунду, если ее предварить словами: "Новые исследования показывают".
Рабочая гипотеза: визуальное или аудиальное восприятие фразы: "Новые исследования показывают" (независимая переменная) заставляет верить в любую ерунду (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: визуальное или аудиальное восприятие фразы: "Новые исследования показывают" (независимая переменная) не влияет на степень веры в любую ерунду (зависимая переменная).
4. Согласно последнему независимому научному исследованию, сидение за компьютером более четырех часов в день значительно улучшает зрение и снижает риск развития искривления позвоночника. Независимое исследование было профинансировано компанией "Майкрософт".
Рабочая гипотеза: увеличение количества времени, проведённого за компьютером (независимая переменная), приводит к: а) улучшению зрения (зависимая переменная); б) снижению риска искривления позвоночника (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: увеличение количества времени, проведённого за компьютером (независимая переменная), не влияет на: а) качество зрение (зависимая переменная); б) риск искривления позвоночника (зависимая переменная).
5. - Семенов, Вы опять опоздали на занятия. В чем причина в этот раз?
- Профессор, Вы же в курсе, что последние исследования доказали: чем дольше человек спит, тем умнее становится, так вот, я умнел.
Рабочая гипотеза: увеличение продолжительности сна (независимая переменная) приводит к повышению уровня интеллекта (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: увеличение продолжительности сна (независимая переменная) не влияет на уровень интеллекта (зависимая переменная).
6. Как показали исследования медиков, длительное голодание не только помогает нормализовать вес, но и частично способствует выплате ипотеки.
Рабочая гипотеза: увеличение времени голодания (независимая переменная) уменьшает: а) вес (зависимая переменная); б) размер непогашенного ипотечного кредита (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: увеличение времени голодания (независимая переменная) не влияет на: а) вес (зависимая переменная); б) размер непогашенного ипотечного кредита (зависимая переменная).
7. По данным медицинских исследований, в группе риска развития склероза находятся: на третьем месте - страдающие ожирением, на втором месте - курящие, на первом месте, те, которые должны деньги.
Рабочая гипотеза: а) повышение массы тела (независимая переменная); б) курение (независимая переменная); в) наличие денежного долга (независимая переменная) приводит к повышению вероятности развития склероза (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: а) повышение массы тела (независимая переменная); б) курение (независимая переменная); в) наличие денежного долга (независимая переменная) не оказывает воздействия на вероятность развития склероза (зависимая переменная).
8. Как показывает печальный опыт, горячие сковородки и кастрюли, стоящие на плите, выглядят точно так же, как и холодные.
Рабочая гипотеза: повышение температуры посуды (независимая переменная) делает возможным определить температуру посуды на глаз (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: повышение температуры посуды (независимая переменная) не делает возможным определить температуру посуды на глаз (зависимая переменная).
9. Опыт показал, что чем старше становится жена археолога, тем больше она ему нравится.
Рабочая гипотеза: увеличение возраста жены археолога (независимая переменная) повышает уровень её привлекательности для мужа (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: увеличение возраста жены археолога (независимая переменная) не изменяет уровень её привлекательности для мужа (зависимая переменная).
10. Ученые доказали, что самое большое количество витаминов содержится в аптеке.
Рабочая гипотеза: место расположения витаминов (независимая переменная) влияет на их количество (зависимая переменная).
Нулевая гипотеза: место расположения витаминов (независимая переменная) не влияет на их количество (зависимая переменная).
😀 И последний вопрос: в каком из десяти экспериментов оказалась верна именно нулевая гипотеза?