Перун, бог грома и молнии, часто ассоциируется с исконно русским язычеством, однако его почитание на Руси началось лишь в 10 веке по приказу князя Владимира.
Перун был чужд восточным славянам, но прибалтийские народы, такие как литовцы, почитали его под именем Перкунаса. До прихода Перуна на Русь, его знали как "громовержца" или "творца молний" в языческом пантеоне.
Прокопий Кесарийский, секретарь византийского военачальника Велизария, упоминал Перуна как бога, которому приносили жертвы и совершали священные обряды.
Важно отметить, что происхождение имени Перуна остается предметом споров у исследователей. Большинство считает, что это имя происходит от глагола "ударять, бить" (perti) с суффиксом unъ, обозначающим деятельность.
Литовская версия божества, Перкунаса, связывает его имя со словами "гром" и "молния". В латышском языке также существует слово для "грома" - prkons. Для литовцев Перкунас имел огромное значение, в то время как жители Руси не придавали ему такого значения.
Не только в славянской мифологии встречаются боги, поражающие молниями непокорных. В ведической мифологии таким богом является Парджанья, божество грома и покровитель небес.
Громовержцы также присутствуют в мифологиях греков, хеттов, китайцев и японцев, что свидетельствует о широком распространении культа грома и молнии в различных культурах.
Князь Владимир, принявший христианство в 988 году, внес Перуна в пантеон славянских богов. В "Повести временных лет" упоминается, что договоры Руси с Византией крепились клятвой перед этим божеством. Однако, несмотря на это, Перун так и остался относительно новым божеством для восточных славян.
Интересно, что в разных культурах образ Перуна или его аналогов отличается. Например, литовцы изображали Перкунаса с языками пламени вместо волос, что отличается от других представлений о боге грома и молнии. Такие различия в культурных интерпретациях свидетельствуют о многообразии восприятия этого могущественного божества.
Таким образом, история Перуна является сложным и многогранным аспектом славянской и балтийской мифологии. Важно помнить, что культурные интерпретации богов грома и молнии различаются в зависимости от времени, места и традиций, что придает этим древним божествам уникальность и глубину в культурном контексте.