Третий раз в этом сезоне Большой балет будет выступать на новой сцене Мариинского театра. И если в репертуар предыдущих гастролей входили спектакли с долгой сценической историей, то на сей раз петербургскому зрителю будет показан балет, которому от роду чуть больше полугода. Этой балетной «Пиковой даме» самой судьбой уготовано было, не откладывая совершить путешествие из Москвы в Петербург.
2024-й — год празднования 225-летней годовщины со дня рождения Пушкина. В основе спектакля — повесть, в которой наряду с персонажами-людьми и призраком практически ещё одним героем становится сам город Петербург. Музыку по заказу Большого театра написал петербургский композитор — Юрий Красавин. А постановщик, Юрий Посохов, некогда премьер Большого, а в новейшее время почти хореограф-резидент, за несколько месяцев до «Пиковой» вошёл в орбиту и Мариинского театра, где прошла премьера балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя борода» Б. Бартока в его постановке.
Идея ставить «Пиковую» принадлежала самому Посохову. Он один из главных литературоцентричных хореографов нашего времени («конкуренцию» составить может разве что Джон Ноймайер!). И особенно любит «перечитывать» на балетной сцене именно русскую литературу. Сюжет играет не последнюю роль в его предпочтениях, однако самоцелью не является. Что касается «Пиковой дамы», это вообще отдельная история в жизни и творчестве Юрия Посохова, оказавшегося к тому же большим любителем оперы. В спектакле его переплелись сюжетные перипетии литературного первоисточника и канонического оперного либретто, тем более что и музыку Юрий Красавин писал для него (и Большого) по мотивам сочинения Петра Ильича Чайковского. Получилась некая третья, собирательная история, рассказать которую хореографу хотелось ещё и потому, что он приберёг очень важное для него высказывание. Посохов приводит Германа к раскаянию и ждёт от зрителей сочувствия своему герою — и прощения.
Вихрь великосветских балов сменяют сумасшедшие танцы карт с вертлявым Тузом-шулером во главе, игру в карты — игра больного воображения Германа, извлекающая из зазеркалья семёрку крадущихся за ним двойников. Она же заставляет его метаться, как в клетке, спасаясь от преследования страшного призрака умершей старухи, в прозрачном, но замкнутом кубе — безумия, куда погружается его душа, казармы, где он живёт, Обуховской больницы, куда заведёт его эта история. Лиза сострадательна, однако счастье её составит другой (Елецкий). Виртуозные, построенные на лексике классического танца дуэты, полные любви-противостояния, любви-сострадания (Лиза и Герман, Лиза и Елецкий) выглядят ещё драматичнее на фоне безмятежных дуэтов Полины и Томского.
Художник-постановщик Полина Бахтина, впервые работавшая на постановке в Большом театре, создала — зловещим рисунком гобелена или покрытым патиной времени гигантским зеркалом на заднике, уходящими вглубь сцены — и времён — золочёными рамами, образующими истаивающую в туманной дымке анфиладу парадных зал, вздымающимся тюлем занавесей — образ города величественного, но полного тайн и скрытой угрозы, существующего, как между веком нынешним и минувшим, между двумя мирами, один из которых — самый настоящий мираж, да и второй не полностью реален.
Юрий Красавин, «перефразируя» оперу, следует пусть не букве, но духу пушкинской повести. Его «Пиковая дама», основываясь на музыке Чайковского, не предъявляет ни одной прямой цитаты, содержит вкрапления других сочинений композитора: фрагмент Третьей симфонии, музыкальную тему «Ноября» («На тройке») — звучит, когда выпадает карта «тройка», музыкальную тему из «Детского альбома» — «Похороны куклы», и тоже «к месту» — к моменту проводов в последний путь Графини. Романтическую горячку «песни» словно окатили холодными волнами ироничной прозы. И одна из самых интригующих находок — услышать можно голоса героев. Точнее один человеческий голос (контратенор), «проникший» инструментом в оркестровую яму, куда вместе с ним были приглашены также аккордеон и саксофон.
Выступления Большого балета пройдут 17, 18, 19 и 20 (12:00 и 19:00) июля. Составы можно посмотреть здесь.