Найти в Дзене

10 недостатков современной школы и как с ними бороться

Оглавление

Современная общеобразовательная школа реформируется каждый год, но лучше от этого не становится. «Конвейер по подготовке к ЕГЭ», «Уравниловка» — какими только словами не называют школу родители, но ситуация не меняется. Массовость, огромное количество устаревших знаний и информации, которая никогда никому не пригодится, по-прежнему характеризуют современное общее образование.

В преддверии очередной порции реформирования школьных предметов рассказываем о том, как бороться с основными недостатками нынешней системы образования.

Низкий уровень образования

Современную школу часто ругаю за то, что у выпускников низкий уровень образования.

Устаревшее содержание программ по школьным предметам, низкий уровень мотивации школьников к усвоению нового, маленькие зарплаты педагогов – все это приводит к тому, что, по данным Рособрнадзора, каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы. Если ребенок по разным причинам что-то вовремя не усвоил, с течением времени пробел в знаниях будет только увеличиваться, если родители не найму репетитора или не отдадут ребенка в частную школу.

Кроме того, тотальная подготовка к сдаче ЕГЭ привела к тому, что российским школьникам сложно мыслить не по шаблону.

Недостаток знаний и отсутствие критического мышления негативно скажутся во взрослой жизни, являясь серьезными препятствиями на пути к успеху в построении карьеры.

Унизительное отношение и игнорирование личности ребенка

В общеобразовательных школах ребенок заведомо занимает подчиненную позицию, он вынужден учить то, что не нравится, делать то, что ему говорят, даже если это не отвечает его собственным интересам. В подростковом возрасте агрессивное поведение многих школьников объясняется как раз тем, что они каждый день находятся в атмосфере психологического давления. Плохие оценки, конфликты с учителями и со сверстниками – все это является ответом ребенка на то окружение, в котором его не ценят и не дают ему развиваться как личности.

Система, программирующая рабов

Существующая система образования направлена на формирование послушных исполнителей, а не творческих и независимых мыслителей. В школе от учеников требуется слепое подчинение, что негативно сказывается на развитии критического мышления и самостоятельности.

Ни для кого не секрет, что тихим и послушным детям в школе могут и оценки завысить, и будут чаще хвалить их на родительских собраниях, а ученики с развитым критическим мышлением, не привыкшие думать и действовать по шаблону, неудобны в обучении и вызывают у учителей негативные эмоции. В современной школе нет возможности думать, спорить, выяснять истину, зато сделано все для того, чтобы дети навсегда разлюбили учиться.

Отсутствие интереса и мотивации

Школьная программа часто не интересна детям, что приводит к недостатку мотивации для учебы. Массовое образование всегда отстает от развития общества и технологий, преподавание ведется, в большинстве случаев, по методикам, устаревшим еще лет 30 назад. Кроме того, мало кто из педагогов горит желанием каждый день по 6 своих уроков проводить ярко и увлекательно, система построена так, что кроме отчетов об успеваемости и количества стобальников по ЕГЭ руководство и преподавательский состав школы мало что волнует.

Учитывать интересы детей и реалии окружающего мира, с которыми дети сталкиваются после школы, не предусмотрено школьной программой, а преподаваемые предметы зачастую не интересны даже самим педагогам.

Поведенческие проблемы

Отсутствие интереса к учебе и неприязнь к школьной системе могут делать ребенка неуправляемым. Он начинает противодействовать правилам и нормам, установленным в школе, что негативно сказывается не только на процессе обучения, но и на его поведении в целом. Помимо этого, не всегда успешно складываются отношения со сверстниками, из-за этого распространенными явлениями в современных школах становятся буллинг, формирование агрессивных подростковых группировок и т.д.

Подмена мотивации

В школе дети часто учатся не ради получения новых знаний и опыта, а ради получения оценок. В этом вина всей системы образования – дневники, родительские собрания, контрольные, экзамены и пр. направлены вовсе не на формирование у ребенка интереса к учебе, а только на успеваемость.

Радость ребенка из-за пятерки по сложной контрольной по геометрии нам кажется вполне объяснимой, потому что с нас самих требовали хорошие оценки. Но радуется ли ваш ребенок тому, что сумел что-то узнать что-то интересное и полезное для себя? Можно ли на самом деле измерить процесс получения знаний цифрами в электронном дневнике?

Чем больше родители зациклены на хороших оценках, тем больше комплексов возникает у ребенка:

· Я должен учиться ради оценок

· Такой как есть, я недостаточно хорош

· Чтобы мной гордились, я должен получать пятерки

· Смысл учебы в том, чтобы выполнять все указания учителя и получать за это хорошие оценки.

Психологические проблемы

Жесткая система образования может вызвать у детей различные психологические проблемы — страхи, неврозы и даже депрессию. Постоянное давление со стороны учителей и родителей, необходимость соответствовать высоким ожиданиям и неудовлетворенность результатами могут сильно подорвать психологическое здоровье ребенка. Добавьте сюда еще и критику со стороны учителей и родителей в случае получения плохих оценок и получите веские основания для развития у ребенка многочисленных психологических травм.

О психологическом климате в школе никто не заботится: дети взаимодействуют друг с другом и с педагогами, ссорятся, мирятся, сбиваются в группы, учителя не всегда выбирают выражения, и с накопившимися проблемами ребенку просто некуда идти, особенно если с родителями процесс общения не налажен.

Влияние социума

Социальная среда, в которой находится ребенок, играет важную роль. Часто ребенку трудно найти единомышленников, с которыми он был бы на одной волне, что ведет к появлению чувства одиночества и отчуждению.

В школе коллектив из 30+ человек вынужден сосуществовать друг с другом в течение 11 лет, но эти дети не выбирали друг друга, при формировании классов никто не учитывал психологические особенности каждого ребенка. В школе ребенок может столкнуться с унижениями, издевательствами или травлей. Внешние проблемы перерастают во внутренние, ребенок замыкается в себе и начинает чувствовать себя изгоем.

Непризнание талантов

Каждый ребенок по-своему талантлив. Кто-то – гуманитарий, кому-то больше нравятся точные науки, в некоторых семьях растут будущие великие спортсмены или танцоры и т.д.

В школе это не учитывается, никаких индивидуальных образовательных траекторий, никакого учета склонностей и задатков каждого ребенка, все учатся на общих основаниях, поэтому будущий великий математик всей душой может ненавидеть писать сочинения, но поделать с этим ничего нельзя.

Вариант – отдать ребенка в частную школу предполагает большие финансовые затраты, на которые могут пойти не все родители. Вот и тратятся деньги родителей на репетиторов, чтобы ребенок смог сдать ЕГЭ по ненавистному ему школьному предмету, вместо того, чтобы вкладываться в развитие таланта ребенка.

Обилие домашних заданий

Еще одной значительной проблемой является большое количество домашних заданий.

Если у школьников 5-6 уроков ежедневно, и по каждому из них задают домашние задания, то о рекомендованных 2-3 часах на выполнение и говорить не приходится, при этому нужно учитывать индивидуальную скорость выполнения задания. Кому-то для запоминания стихотворения нужен час, а кто-то быстро решает задачи по алгебре, но заучивание стихотворения тратит весь вечер, не успевая выполнить все остальное.

Теоремы по алгебре, физические законы, химические формулы – все это необходимо заучить наизусть после нелегкого дня в школе, где нужно было решать, писать контрольные, отвечать у доски. Такой напряженный график вызывает стресс у детей, отнимает их свободное время и может привести к переутомлению и выгоранию.

В результате ребенок не успевает отдыхать и развиваться в других направлениях, что также негативно сказывается на его общем состоянии и мотивации к учебе.

Если в выполнении домашних заданий детям помогают родители, то отдыха лишаются и они тоже, весь семейный вечер оказывается посвященным домашним заданиям, постоянная нервотрепка с уроками ведет к появлению нервозности в семьях.

Как бороться с минусами общего образования

Школа без остатка забирает у человека 11 лет жизни, отдавая взамен проблемы с физическим и психологическим здоровьем, проблемы с самооценкой

Для улучшения ситуации необходимо переосмыслить подход к обучению, адаптируя его к потребностям каждого ребенка и создавая условия для развития его личности и талантов. В масштабах российских школ наши законодатели подобные реформы провести не спешат, поэтому приглашаем вас к нам.

Мы – это семейный клуб «Образ будущего». В нашем семейном клубе создана комфортная, бережная среда для индивидуально ориентированного обучения и развития; родителям предлагаются методики комплексной поддержки детей, занимающихся в формате семейного образования, способствующие развитию у них мотивации и познавательного интереса.

Наш профиль — индивидуализированная поддержка семей и семейного образования детей с 3 до 16 лет.

«Образ будущего» — это:

· Возможность альтернативного образования

· Гармоничный разносторонний подход к ребёнку, его обучению, познаванию мира, себя

· Физическое развитие детей

· Совместная работа детей над проектами

· Хороший распорядок дня

· Развитие личных качеств каждого ребенка

· Развитие интереса к учебе, чтению, изучению всего нового

· Погружение в предмет

· Пространство гармоничного развития для детей

· Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка

· Доброжелательное отношение к детям с сохранением качества знаний

· Нешаблонное образование

· Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы совместно создать возможности и среду для развития себя и своих детей: https://vk.me/join/AJQ1d2McpxUxOnoWcH9/bMr1

· Приоритет полного раскрытия потенциала каждого ученика. Каждый ребенок талантлив, и наша миссия в том, чтобы найти и поддержать эти таланты

-2
Семейный образовательный клуб «Образ будущего»