Найти в Дзене
Апрель Капитал

Государственный бюджет: как он формируется и расходуется

Бюджет - это план накопления и расходования денежных средств в интересах реализации неких целей и задач. Бюджет является одним из важнейших видов планирования на всех уровнях экономики: от индивида до государства. Бюджет состоит из двух основных групп статей: доходных (отражающих источники и суммы поступления средств в бюджет) и расходных (отражающих направления использования бюджетных средств). В идеале бюджет должен быть сбалансированным, когда совокупные доходы равны совокупным расходам. Но на практике чаще всего образуется либо дефицит (превышение расходов над доходами), либо профицит бюджета (превышение доходов над расходами). Государственный бюджет производит перераспределение доходов в экономике, обеспечивая функционирование государственных органов и социальной системы. Поэтому динамика бюджетных показателей входит в число наиболее важных макроэкономических индикаторов. Классификация бюджетов Принимаемый на следующий год государственный бюджет России имеет статус федерального з

Бюджет - это план накопления и расходования денежных средств в интересах реализации неких целей и задач. Бюджет является одним из важнейших видов планирования на всех уровнях экономики: от индивида до государства.

Бюджет состоит из двух основных групп статей: доходных (отражающих источники и суммы поступления средств в бюджет) и расходных (отражающих направления использования бюджетных средств).

В идеале бюджет должен быть сбалансированным, когда совокупные доходы равны совокупным расходам. Но на практике чаще всего образуется либо дефицит (превышение расходов над доходами), либо профицит бюджета (превышение доходов над расходами).

Государственный бюджет производит перераспределение доходов в экономике, обеспечивая функционирование государственных органов и социальной системы. Поэтому динамика бюджетных показателей входит в число наиболее важных макроэкономических индикаторов.

Классификация бюджетов

Принимаемый на следующий год государственный бюджет России имеет статус федерального закона и называется «федеральный бюджет». Правила и принципы функционирования бюджетной системы России установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Формирование и исполнение бюджета является одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации. Непосредственную работу в области бюджетной политики осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин). Минфину подчинены два профильных ведомства:

1. Федеральная налоговая служба Российской Федерации, осуществляющая контроль и надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах,

2. Федеральное казначейство Российской Федерации, контролирующее и надзирающее за расходованием бюджетных средств.

У каждого российского региона есть собственный бюджет. Совокупность доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за вычетом межбюджетных трансфертов между ними называется «Консолидированный бюджет Российской Федерации».

Особым статусом в российской бюджетной системе обладают бюджеты государственных внебюджетных фондов (Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов: территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Совокупность консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов (за вычетом трансфертов между данными бюджетами) называется «Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Противоречие бюджетно-налоговой политики

Основным источником доходов бюджета являются налоги и сборы. Помимо них бюджет может пополняться за счёт доходов от государственной собственности, межгосударственных трансфертов и продажи государственных облигаций.

Расходные статьи распределяются по шести основным крупным группам: государственное управление, национальная оборона и безопасность, социальная политика, развитие экономики, межбюджетные трансферты, обслуживание государственного долга.

Следует помнить, что те ресурсы, которые изымаются из экономики в бюджет в виде налогов, в дальнейшем снова вернутся в неё в виде бюджетных расходов. Однако выгодополучателями процессов перераспределения доходов будут разные лица. Поэтому одним из главных противоречий государственной финансовой политики является поиск и поддержание компромисса между наполнением бюджета и минимизацией влияния налогового бремени на экономику.

Настоящая информация носит аналитический характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты либо сделки, упомянутые в настоящей информации, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, цели (целям) инвестирования, допустимому риску, и (или) ожидаемой доходности. АО УК «Апрель Капитал» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения сделок либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящей информации.