Найти тему
Заметки Стоика

Легендарная Байкало-Амурская Магистраль от начала строительства и до сегодня

Оглавление

2024 год для легендарной стройки БАМ — 50-летняя годовщина. В октябре 1984 года масштабная стройка XX столетия времен СССР завершилась. Интересно, как прокладывались 4300 км железнодорожных путей среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири и Дальнего Востока.

Исторические факты появления и реализации проекта БАМ

О необходимости строительства путепровода из Сибири на Дальний Восток, задумывались еще в царской России. Проект получил название Великая Сибирская магистраль. Некоторые места, где ныне пролегает БАМ, в 1889 году исследовала военно-инженерная экспедиция. Но в результате изыскательных мероприятий, руководство экспедиции резюмировало, что строительство железной дороги по маршруту от Усть-Кута до реки Муи не представляется возможным. Тогда было принято решение проложить более протяженный путепровод по южному берегу Байкала — ныне это часть Транссибирской магистрали.

💳 Кредитная карта «Целый год без процентов»
💳 Кредитная карта «Целый год без процентов»

В 1932 году Совнаркомом СССР было принято решение о строительстве, началась укладка первых рельсовых участков. В 30-е годы к работам привлекались заключенные 6 железнодорожных исправительно-трудовых лагерей. Стройка шла с перерывами, затянувшись на десятилетия. В годы Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей разбиралась, и материалы использовались для железнодорожных работ вдоль Волги.

В 1947 году была завершена укладка восточной ветки от Советской Гавани до Комсомольска-на-Амуре. Работу над остальными участками протяженного маршрута возобновили после войны. В 1960 году в эксплуатацию ввели ветку от п.Тайшета до Лены (Усть-Кута). Дальнейшее строительство вновь приостановилось более чем на 10 лет в связи с пересмотром проекта.

В 1974 году — стройка БАМ ударно возродилась, став всесоюзной комсомольской вахтой. Были восстановлены разобранные в годы войны пути, строились железнодорожные мосты, пробивались тоннели, достраивались две ветки магистрали навстречу друг к другу. В октябре 1984 года было стыковочное звено западной и восточной веток БАМ. С вводом в эксплуатацию Байкало-Амурская Магистраль стала еще одним железнодорожным выходом к Тихому океану наряду с ТрансСибом.

Перспективы расширения возможностей легендарной магистрали

БАМ — сложная в эксплуатации дорога, поскольку пролегает в местности со сложным рельефом со значительными подъемами и спусками. Не везде проведена электрификация ЖД путей, много протяженных однопутных участков. Используется БАМ как грузовой путепровод. Для увеличения грузопотока был принят нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», подразделенный на 3 этапа.

Объем работ предусматривает реконструкцию станций, строительство новых тоннелей и железнодорожных мостов, разъездов для организации встречного движения, электрификацию путей.