Найти тему
Винвестор

Платформенные решения помогают бизнесу запустить продукт в короткие сроки

Как за 2 месяца разработать инфраструктуру для реализации паев ЗПИФ недвижимости на вторичном рынке.

Особенности инвестиций в недвижимость

Вложения в квартиры, офисы, склады и торговые центры на пике своей популярности. По данным исследования консалтингового агентства CORE.XP, инвестиции в недвижимость показали рекорд и составили 318 млрд рублей. Совокупный объем инвестиций в недвижимость в России по итогам января - мая 2024 года вырос на 21% относительно того же периода 2023 года.

Высокий спрос на этот инструмент вполне оправдан – квартиры, коммерческие помещения и другие типы объектов дают стабильную доходность и помогают защитить деньги от инфляции. При этом прямые инвестиции в недвижимость доступны не всем инвесторам, поскольку имеют свои особенности. Тут и высокий порог входа от нескольких миллионов рублей и юридические сложности на этапе приобретения и оформления недвижимости. К тому же этот инструмент отличается низкой ликвидностью по сравнению с той же валютой, ценными бумагами или металлами.

Избежать этих трудностей и диверсифицировать риски можно, если инвестировать в недвижимость через закрытые паевые инвестиционные фонды. Портфелем активов управляют профессионалы, а порог входа может быть невысоким и начинаться от нескольких рублей.

В 2023 году топ-1 застройщик России по текущему строительству компания «Самолет» запустила линейку собственных закрытых паевых инвестиционных фондов на недвижимость (ЗПИФН). Этот тип фондов позволяет запаковать недвижимость в удобный инвестиционный продукт. Руководители направления инвестиционных проектов компании занялись поиском партнера, способного разработать инфраструктуру для обслуживания клиентов в сжатые сроки. Так застройщик вышел на финтех-компанию «Винвестор», которая с 2019 года занимается разработкой облачных решений для профучастников фондового рынка.

– В нашей экосистеме уже были готовые IT-решения для продажи и покупки паевых инвестиционных фондов и управления ими – WhiteLabel витрина инвестиционных продуктов «Магазин Винвестора» и личный кабинет менеджера «ЕСИА Финанс». Оба продукта дают возможность работать с открытыми и закрытыми ПИФами, – говорит Co-founder и Директор по развитию бизнеса компании «Винвестор» Виталий Муттер.

PAAS платформа связывает эти решения между собой, а также позволяет поставщикам инвестиционных продуктов дистрибутировать свои ПИФы через внешние витрины, которые подключаются к ней по API.

От «первого ТЗ до релиза» за 2 месяца

IT-продукты «Винвестора» требовали доработки под запрос заказчика, поскольку ЗПИФы «Самолета» отличаются от других закрытых фондов – паи обращаются на вторичном рынке, у них другая система документооборота и не такие строгие правила, которые действуют для первичного размещения паев ЗПИФ. Разработчик должен был создать инфраструктуру для каждого этапа пользовательского пути клиентов застройщика:

- Посадочную страницу, где клиент получает информацию о том, что такое закрытые паевые инвестиционные фонды и какие есть возможности для инвестирования в этот инструмент;

- Личный кабинет клиента, с возможностями выбора ЗПИФ, заполнения анкеты, подписания документов и покупки паев;

- Личный кабинет менеджера (middle office), в котором происходит обслуживание клиента и формируются документы для открытия клиенту личного счета в Специализированном Депозитарии.

Также нужно было максимально автоматизировать шаги оформления документации и обмена документами.

– Сроки были сжатые: за 2 месяца было необходимо запустить MVP, что мы благополучно и сделали, – подчеркивает сооснователь «Винвестора».

Посадочную страницу (лендинг) создали с нуля. Использовали конструктор Тильда, чтобы уложиться в поставленные сроки. Дизайнеры отрисовали лендинг в корпоративном стиле «Самолета».

-2

Для личного кабинета клиента взяли WhiteLabel витрину «Магазин Винвестора». Разработчики доработали анкету для приобретения ЗПИФ по запросу клиента, кастомизировали личный кабинет в соответствии с корпоративным стилем заказчика.

-3

Для управления документооборотом ЗПИФ разработчики использовали свою платформу ЕСИА.Финанс. Модуль для покупки/продажи ЗПИФ на вторичном рынке также создали с нуля и настроили всю автоматизацию.

После формирования договора и заявки на открытие лицевого счета документы автоматически по API передаются в УК и далее в Специализированный Депозитарий. Как только счет открыт – клиент получает в смс номер лицевого счета, который присваивается ему в системе. Далее автоматически формируется распоряжение о передаче паев, которое подписывается посредством квалифицированной электронной подписи (КЭП) и передается по API в управляющую компанию заказчика, а затем в Специализированный Депозитарий.

После получения ответа от Спецдепозитария о переводе паев необходимое количество начисляется в системе и отображается в портфеле пользователя.

-4

Таким образом менеджеру нужно проверить только заявку после получения, перевести ее в статус «В работе» и подписать КЭП. Такой «минимум» ручных действий позволил упростить ведение документооборота по продаже паев фондов недвижимости.

Что дает бизнесу платформенное решение

В первые три месяца после запуска MVP и тестирования системы платформа собрала 1200 клиентов, которые инвестировали на старте проекта на сумму более 50 миллионов рублей.

Готовая платформа для инвестиций объединила в себе несколько продуктов разработчика, которые легко интегрируются между собой. Она расширила линейку инвестиционных предложений заказчика, а низкий порог входа для пайщиков ЗПИФ на недвижимость привлек широкий круг розничных инвесторов.

В будущем для повышения ликвидности в платформу можно встроить стакан для организации P2P торговли паями ЗПИФ, чтобы инвесторы могли покупать их друг у друга без участия «Самолета». Ассортимент инвестиционных продуктов, представленных на платформе для инвестиций, также может быть расширен. На витрину можно добавить биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФы), ценные бумаги самого застройщика, цифровые финансовые активы (ЦФА) и другие инструменты от разных поставщиков, чтобы платформы стала мультибрендовой.

Гибкость – главная особенность платформенных решений. Бизнес может использовать любой продукт внутри экосистемы разработчика, подстраивая его под свои задачи и собирая элементы, как конструктор. Это позволяет снизить внутренние издержки на разработку, а также дальнейшую поддержку продукта, и получить уникальное решение в короткие сроки.