Найти в Дзене

Чудовища

картинка из интернета
картинка из интернета

Чудовища, т е р а т о л о г и ч е с к и е   с у щ е с т в а,  т е р а т о м о р ф н ы е   с у щ е с т в а, в мифологии - воплощения хаоса и преисподней. Чудовища как первозданные существа - шумеро-аккадская Тиамат, кит. Паньгу, библейский Левиафан, ацтекский Сипактли - воплощают нерасчленённый, недифференцированный мир: из их расчленённого тела создаётся космос. Поэтому в образах чудовищ, как правило, совмещены черты существ, относящихся к разным космическим зонам: ср. грифонов - крылатых львов с птичьими клювами, драконов - крылатых змеев (ср. Змей Горыныч). Если чудовища антропоморфны, то наделены сверхъестественной силой и размерами, многоголовостью (ср. Равану) или многорукостью (ср. Сторукие), одним глазом (киклопы). Сотворение космоса связано с мотивом уничтожения чудовищ или вытеснения, заключение их преисподнюю, Тартар, внешнее хаотическое пространство: мировой змей Ермунганд кольцом обвивает мир в скандинавской мифологии, великанша Хель - правительница преисподней, племя великанов обитает в Утгарде - внешнем пространстве (ср. монг. мангусов). Чудовища угрожают вторжением в мир богов и людей (ср. гигантов в греческой мифологии, Кингу в акадской, Улликумме у хеттов), с ними сражаются боги (Зевс, Тор) и эпические герои (Геракл, Рама, Гесер и др.). Характерны также мотивы порождения чудовищами им подобных - ср. Химеру и Сфинкса, порождения Эхидны и Тифона - появление их на свет от сверхъестественной или противоестественной связи: так Гера рождает Тифона, Минотавр рождён царевной Пасифаей от быка; Локи, превратившись в кобылу, породил восьминогого Слейпнира (ср. характерные для низшей мифологии представления о рождении человеческих уродцев от связи с нечистой силой, подмене детей богинками). Мотив смерти (временной смерти) как поглощения чудовищами связан с мифами об инициации (пожирание неофитов Радужным змеем у австралийцев, ср. Иону и Вяйнямёйнена в чреве чудовищной рыбы) и представлениями о преисподней (ср. поглощение Мауи хозяйкой преисподней, египетскую Амт, пожирающую грешников, образ поглощающей геены). Противостояние богов (людей) и чудовищ завершается в эсхатологических мифах последней битвой, в которой гибнет и обновляется мир (см. Рагнарёк); архангел Гавриил убивает Левиафана (и бегемота) для пира праведных. Тератоморфными чертами могут наделяться также существа двойной зоо- и антропоморфной природы (см. Тотемические мифы), первопредки (в том числе в китайской мифологии - ср. Нюйва и Фуси), полубожества в античной традиции - сатиры (фавны), инд. киннары, фантастические племена, обитающие на краю ойкумены (люди дивия в русских книжных легендах). См. также хтонические существа.