Если у вас собственная онлайн-школа или даже всего один курс, то важно задумываться о вопросах вовлеченности и успеваемости студентов. Для этого необходимо грамотное построение системы обучения, которая будет соответствовать запросу студента. И что же в этом вопросе важнее - живое общение с преподавателем или современные технологии? Сейчас будем разбираться.
Роль преподавателей
Человеческий фактор нельзя недооценивать. Особенно в системе онлайн-обучения, когда студент может сталкиваться с ощущением социальной изоляции.
Не стоит забывать и про общее впечатление о бренде, которое формирует личность преподавателя. Ведь нередко именно из-за профессионализма и харизмы спикера студенты регистрируются на курс. Люди видят эксперта, доверяют ему, хотят услышать наставления, задать вопросы, возможно даже повторить его путь успеха.
Наличие онлайн-сессий в реальном времени позволяет задавать вопросы, взаимодействовать с учителем и с группой. Это сплочает коллектив, помогает создать некое подобие комьюнити, быть частью чего-то большего. Не забываем про пирамиду Маслоу - потребность в причастности там стоит сразу после базовых потребностей.
Итак, давайте обобщим, какие плюсы для онлайн-школы приносит наличие личного общения с преподавателем.
1. Обратная связь и поддержка
Начнем с базы - обучение становится проще, если студент имеет возможность задать вопрос, получить разъяснение, обратиться с проблемой. И тут нужна именно человеческая поддержка, а не бездушная технология. Как минимум, загуглить каждый может и сам, но идет к эксперту за советом. А еще это моральная поддержка, помощь, подсказка. Это возможность направить студента, сделать его работу лучше. Результат: успешное решение запроса, высокий уровень усвоения материала, удовлетворенность ученика программой.
В зависимости от тематики курса могут возникать задачи творческие, нестандартные. В этом случае только индивидуальный подход поможет.
Для обеспечения качественной обратной связи и поддержки на курсе нужны не только преподаватели, но и наставники/менторы. Один эксперт может не справиться с нагрузкой, позаботьтесь о том, чтобы у него были помощники.
2. Индивидуальный подход
Спору нет, сейчас искусственный интеллект может подстраиваться под любой запрос. При должной настройке есть даже возможность задать нужный тон общения. Но пока еще машина не дает такой эмоциональный отклик, как человек. Согласитесь, не все запросы можно решить логикой. Наладить контакт со студентом, рассмотреть конкретно его случай, дать рекомендации не по шаблону - это прерогатива исключительно человеческая. И в этом случае эффективное обучение гарантировано именно персональным подходом опытного преподавателя.
3. Межличностные навыки
Обсуждение задач - это то, что ждет студента в дальнейшей жизни, если курс предлагает профессиональное обучение. И тут нужны навыки взаимодействия с командой, с руководителем, со смежными специалистами. Студент в условиях живого общения обретает способность не только эффективно вести диалог, но и решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения, защищать свой проект.
К стандартным домашним заданиям стоит добавлять командные проекты по той же причине. Если, конечно, особенности курса это позволяют.
4. Мотивация и ответственность
Давайте возьмем в пример тренера в спортзале. Он может поставить технику за пару-тройку занятий. Но его функция не только в этом. Также подопечный чувствует больше ответственности, когда имеет наставника. Хочет превзойти ожидания, получить похвалу. И нуждается в советах.
Та же история и с преподавателем на курсе. Студенты просто-напросто лучше стараются, если их курирует другой человек. А если обучение состоит только из тестов и автоматической проверки, то здесь не будет стыдно за невыполненное задание, не будет желания сделать лучше, а иногда и просто хочется обмануть систему, чтобы избавить себя от хлопот. Поэтому наличие преподавателя всегда повышает вовлеченность, мотивацию и ответственность студентов.
Роль технологий
Если честно, то трансформация сферы образования сейчас происходит просто мгновенно. Всего несколько лет назад и представить было сложно, что все сферы перейдут на онлайн-обучение. А сейчас для нас это обычная вещь.
Уже никому не нужны скучные текстовые лекции.
Уже устарели привычные подходы.
А технологии позволяют сильно облегчить, упростить и даже ускорить процесс организации обучения. Почему бы этим не воспользоваться? Очевидно, что к этому все идет.
Глупо не присматриваться к новинкам прогресса. Особенно если они действительно помогают сделать курс лучше, эффективнее, увлекательнее и проще в организации. И современные онлайн-платформы уже имеют массу встроенных инструментов. С их помощью можно создавать интерактивные уроки, улучшить систему самостоятельного обучения, внедрять инновационные элементы, такие как 3D обзоры и демонстрации. Например, на Антитренингах, кроме всего прочего, можно автоматизировать проверку домашних заданий. Удобно? Безусловно. А зачастую еще и выгодно в финансовом плане.
Давайте рассмотрим подробнее, что нам дают технологии в онлайн-образовании:
1. Применение искусственного интеллекта
Современные инструменты на базе ИИ могут анализировать успеваемость, вовлеченность и поведенческие факторы. Благодаря этому можно не только видеть статистику, но и корректировать пути обучения для конкретного студента, учитывая его базу. Но это зависит от специфики курса и его условий.
ИИ позволяет внедрять в курс разветвления, специальные инструменты, новые приемы. Кроме того, умные легко становятся базовым уровнем техподдержки - стандартные запросы легко решаются ботом, а только при необходимости можно подключать реального оператора или наставника. Все вопросы по поиску информации, аспектам управления личным кабинетом оставьте роботам.
Само собой, облегчение технической части тоже относится сюда. Если люди не обязаны заниматься мелкими организационными вопросами, то у них освобождается время для непосредственного улучшения индивидуального сервиса: занятия 1-на-1, работа над программой, консультации. Это и выгодно, и эффективно, потому что повышает качество обслуживания и дает студентам полное удовлетворение курсом.
2. Виртуальная и дополненная реальность
Эти технологии могут привлекать студентов своей развлекательной составляющей. Согласитесь, звучит действительно круто, если на курсе применяется VR и AR. И это дополнительный плюс для онлайн-школы - привлечение аудитории, отстройка от конкурентов, необычная программа.
Но кроме привлекательности такого предложения оно несет огромную пользу для учебного процесса. Теперь можно не просто визуализировать материал, а даже стать его непосредственным участником! А такой подход помогает намного проще и быстрее усваивать уроки.
VR и AR увлекают. Такие технологии удерживают внимание благодаря своей новизне. Это помогает предложить скорее развлечение, чем стандартное нудное обучение. А учитывая вездесущее клиповое мышление и сложности с концентрацией внимания у современного поколения, это предложение звучит очень хорошо. VR и AR - гарантия захвата внимания. Это переход от абстрактной теории к наглядной конкретике.
Геймификация
По уже указанной выше причине сложности захвата внимания в образовательные программы вводятся игровые элементы. Это помогает сделать обучение более увлекательным, ярким и оживленным. Но не только это приносит пользу.
Возьмем в пример нашу платформу. Тут внедряется система баллов и возможность зарабатывать игровую валюту, которую можно потратить на покупку бонусных материалов, книг или общение с экспертами. При этом студента сопровождает игровой персонаж, который реагирует на выборы и действия.
Что это дает? В первую очередь азарт и мотивацию. Студенту хочется набирать больше очков, узнать реакцию своего персонажа, обогнать в соревновательной таблице других учеников.
Также это разнообразие форматов обучения. Геймификация подразумевает внедрение уроков в форме квизов и головоломок, творческих игр. Это позволяет не соскучится. А еще усвоить информацию - для каждого студента найдется наиболее удобный и интересный формат.
Наблюдения показывают, что игровые практики значительно повышают вовлеченность, успеваемость, удовлетворенность курсом и мотивацию. Соответственно, и привлекательность курса.
Плюсы и минусы
Резюмируем преимущества и недостатки каждого подхода.
Преподаватели
Плюсы:
- индивидуальный подход: реальные преподаватели могут адаптировать уроки под нужды и уровень каждого ученика, что повышает эффективность обучения.
- человеческое взаимодействие: наличие живого преподавателя добавляет элемент живого общения, который мотивирует студентов и делает процесс обучения более приятным, исключить ощущение социальной изоляции.
- эмоциональная поддержка: преподаватели и наставники могут вдохновлять и поддерживать учеников, что особенно важно в сложные моменты обучения.
- адаптивность и гибкость: преподаватели могут оперативно менять методики и подходы в зависимости от прогресса студентов и возникающих трудностей, адаптироваться к неожиданным вопросам и проблемам, которые могут возникнуть во время занятий.
- знания и опыт: преподаватели могут предоставлять дополнительные знания и практические примеры из личного опыта, что обогащает учебный материал.
Минусы:
- Ограниченное время: преподаватели имеют ограниченное количество времени, что делает невозможным полную отдачу для всех студентов.
- субъективность: преподаватели отталкиваются от собственного опыта и знаний, что не всегда является объективной истиной.
- психологические факторы: уровень энергии и настроение преподавателя могут влиять на качество уроков и взаимодействие с учениками.
- высокие затраты: нанимать квалифицированных преподавателей может быть дорого, что увеличивает стоимость курсов для студентов. Небольшие онлайн-школы могут не иметь возможности нанимать достаточное количество преподавателей для покрытия всех нужд студентов.
- необходимость обучения: преподавателям может потребоваться время для освоения новых технологий и платформ для онлайн-обучения.
- зависимость от личности: эффективность обучения часто зависит от личности преподавателя, что делает процесс менее предсказуемым и стандартизированным.
Технологии
Плюсы:
- доступность 24/7: технологии позволяют без задержек помогать студентам получать знания, тот же бот ответит на вопросы в любое время, а не только в рабочее.
- адаптивные системы: ИИ автоматически анализирует заданные вами показатели, а иногда и самостоятельно внедряет нужные пути решения проблем, если стоит такая задача.
- автоматизация: технологии могут автоматизировать рутину, которую необязательно выполнять человеку. Это упрощает систему и освобождает время для преподавателей.
- скорость отклика: благодаря предыдущему пункту, ученики могут получать мгновенные результаты своих тестов и упражнений, что помогает быстрее вносить правки и учиться.
- интерактивность и вовлеченность: интерактивные симуляции и игры делают обучение более интересным и привлекательным.
- геймификация: применение игровых элементов в обучении (например, баллы, значки, таблицы лидеров) может повысить вовлеченность и заинтересованность студентов.
- аналитика и мониторинг: технологии облегчают сбор данных о процессе обучения. Это путь к быстрому и обоснованному принятию решений, это способ легко определить области, требующие улучшения.
Минусы:
- дороговизна: сложность создания необходимых программ требует найма специалистов, а также специальных инструментов.
- отсутствие универсальности: не каждый курс можно автоматизировать или геймифицировать. Здесь придется искать уникальные подходы, которые подходят под конкретный случай.
- технический аспект: вам понадобятся специальные инструменты и сервисы для реализации уникальных методик.
- недостаток человечности: автоматизированные системы не могут полностью заменить индивидуальный подход и эмоциональную поддержку, которую предоставляет живой преподаватель.
- сложности с адаптацией: не все студенты одинаково хорошо адаптируются к технологиям, и некоторые могут испытывать трудности с использованием новых платформ.
- этические дилеммы: использование ИИ в образовании поднимает вопросы о прозрачности, предвзятости алгоритмов и справедливости оценки.
Что выбрать?
Очевидно, выбирать не нужно. В современных условиях стоит совмещать лучшие практики. Отталкивайтесь от специфики учебного материала, упрощайте задачу там, где это возможно, но не в ущерб качеству контента и сервиса.
Студентам важно иметь доступ к знаниям эксперта, обсуждать вопросы с человеком, получать эмоциональный отклик. Но при этом все хотят приблизиться к инновациям, получить долю развлекательного контента, даже если он подается как обертка для обучения.
Нельзя идти в крайность и доверять процесс исключительно искусственному интеллекту. Это может вызвать недоверие. Особенно если даже программа написана чатом GPT, что сейчас встречается на просторах сети. Но и бросать все на плечи преподавателя будет плохо - слишком высокая нагрузка на сотрудника только снизит эффективность его работы.
Без интерактивных элементов будет скучно. Но продумать их должен эксперт. Предлагайте своим студентам выверенный симбиоз технологий и человеческой экспертизы.