Обычно верующие думают так: что «заработаем» мы в этой жизни, то после смерти с нами и будет - или в рай или в ад. Но многим смерть кажется чем-то очень далёким и нереальным, думать о ней неприятно и вообще некогда.
Имеются множества свидетельств, переживших смерть и вернувшихся в этот мир. И несмотря на это, многие верующие очень смутно представляют, а что же, собственно, происходит после того, как человек умирает?
А происходит вот что.
Так как человек троичен, имея душу (мысли, эмоции), тело физическое и тело духовное (в Библии это «дух» с маленькой буквы), то при смерти физического тела, душа и дух (духовное тело) продолжают своё существование. Обычно дух и душу не разделяют, а просто называют одним словом «бессмертная душа».
Это значит, что вся личность человека, все его мысли, эмоции, воспоминания, всё это никуда не исчезает! И мало того, всё это продолжает существовать в его духовном теле, и не в каком-то аморфном сгустке энергии, а именно В ТЕЛЕ с ногами, руками, головой, глазами и т.д. И это духовное тело также может чувствовать боль! Насколько тело духовное имеет сходство с телом физическим – это у всех по-разному и зависит от святости или нечистоты греховной.
Человек в своём духовном теле также видит и других существ, в их духовных телах, например бесов и ангелов.
После 40 дней, после мытарств, видений рая и ада, происходит частный Суд Божий. То есть человек определяется или в ад, или в рай. Но что важно понимать: для грешников этот Божий приговор пока ВРЕМЕННЫЙ! Это пока ДО Страшного Суда!
Поэтому мы молимся за умерших! До Страшного Суда, до пришествия Господа нашего на землю, мы, еще живые, можем облегчить их участь, вымолить их!
Многие сектанты не молятся за умерших. Хотя в Библии ясно говориться о необходимости вымаливать грешников. Так во второй книге Маккавейской (глава 12) некоторые евреи согрешили и пали за это на поле боя. Поэтому еврейский народ молился за этих мертвых, да разрешатся от греха:
И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.
Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда,- какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
Понимаете, как это важно? Поэтому не надо плакать по умершему человеку, ему, в его положении, необходима наша помощь ДЕЛОМ! А именно молитвами! Умерший только физическим телом никуда не исчез, а продолжает жить и проходит страшные этапы мытарств. Поэтому надо брать себя в руки и усиленно молиться о его помиловании Господу нашему и Царице Небесной, подавать за него милостыню, прося помолиться о нем других людей и т.д.
Так до Страшного Суда живые еще могут отмолить мертвых. А потом приговор уже будет окончательным.
Но кто же спасется? В глубине души каждый верующий конечно же надеется на милость Божью. И достаточно неприятно читать толкования Библии Святыми Отцами, заявляющие, что нарушивший хоть одну из малейших заповедей есть враг Богу, друг Сатане, а значит и пойдет к нему в ад на веки вечные.
То, что Писание надо читать только «в толкованиях Святых Отцов» прочно вошло в головы некоторых православных, и было взято из трудов святителя Игнатия Брянчанинова. До этого было наоборот! Учения Святых Отцов сверяли с Библией и тем устанавливалась их истинность или ложность. И если последовать учению Брянчанинова, то можно скоро убедиться, что многие толкования стихов из Библии у Святых Отцов очень даже различаются! И кому верить? Кто из Святых Отцов «святее» и правильнее понял Святое Писание? Какое толкование истинное?
А истинное толкование может быть только у того, кому оно было открыто Духом Святым! Открыто самим Духом Истины. И если толкования принципиально расходятся, а истина она вообще-то одна, то надо признать, что некоторые Святые Отцы не были водимы Духом Святым, а попросту говоря, ошибались. И толковали неверно!
И получается человеку надо еще и тут решать, кому верить.
Так, например про нарушение «малейшей заповеди», Мф.5:19:
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Толкование Иоанна Златоуста, с которым согласен и святитель Игнатий, весьма спорно:
А когда ты слышишь слова: “малейшим в Царстве Небесном”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение… нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну.
Архиепископ Аверкий (Таушев) еще более нелогично заявляет:
По свойству греческого выражения, наречется малейшим, значит – будет отвержен и не войдет в Царствие Небесное.
Это не войдет в то самое Царствие Небесное, в котором он «малейшим» и наречется?
Я не знаю, как Иоанн Златоуст и другие пришли к такому выводу, что «малейший в Царстве Небесном» = «участь одна - гeена огненная». В Библии, там где действительно имеется в виду «геена», там Господь Бог наш всегда ясно и однозначно выражался: «геена огненная, плачь и скрежет зубов»! А Царствие Небесное, это всегда ясно и однозначно есть противоположность геене.
Поэтому если понимать слова Господа буквально, то получается, что даже нарушивший заповедь БУДЕТ СПАСЕН! Не получит всей Славы, но и не лишится Небесного Гражданства.
Понимаете? И вот в пользу этого толкования я приведу мои аргументы!
О том, что нерадивые верующие войдут в Царство и наследуют спасение, говорит апостол Павел:
ВСЯКИЙ, кто призовет имя Господне, спасется (Римлянам 10:13)
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. (1 Коринфянам 3:10-15)
А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. ( 2Тим 2:20: 21)
В доме нашего Небесного Отца обителей много! И да, будут «сосуды в низком употреблении», но они останутся, что важно, всё равно в доме Отца нашего Небесного!
Но а как же притча о юродивых девах? И о человеке в небрачной одежде на пиру? Про них же в Библии что говорится? Их же, нерадивых, отправили в ад.
Да. Но в ад ДО Страшного Суда!
А потом Господь, при своем Втором пришествии многих грешников помилует.
Вот что написано в книге о старце Силуане:
ОДНАЖДЫ СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ, придя в изнеможение после долгой молитвы за весь мир, в отчаянии, усталый от плача, ночью лежал на полу.
И ему непостижимым образом явился Господь и спросил:
«Ты почему так плачешь?.. Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?.. Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога».
И тогда в уме старца пробежала мысль:
«Тогда зачем мы так мучаемся на всякий день?»
И Господь на движение его мысли ответил:
«Те, что страдают за заповедь Мою, в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных я только помилую».
Иеромонах Софроний (Сахаров). «Старец Силуан».
И ещё одно очень интересное «видение (Страшного Суда) Григория, ученика Святого и Богоносного Отца нашего Василия Нового Цареградского» (в интернете есть в свободном доступе).
Я приведу оттуда некоторые части:
ИНОКИ И ПРОСТОЙ НАРОД. Затем грозные Ангелы схватили и привлекли пред Судилище Христово полк иноков и простецов из христиан. Одежды их были мрачны, как ночная мгла, лица их временами помрачались, временами просвещались, от правых рук капало чистое молоко, как золото, от левых — вонючая смола. Посмотрел на них Господь, отвратил лице Свое от них. Ангелы грозные повели их на вечную муку. Они же обращались часто к Судилищу Христову, жалобно взывали: «Пощади нас, Милостивый Господи Боже!» Господь милосердствовал о них и по правде Своей был строг к ним. И вот внезапно сошла Отроковица с высоты небесной. Красоты неописуемой, Препрославленная славой небесной. И служило Ей множество Ангелов. Подойдя, стала просить Господа за отводимых в муку.
Господь внял Ее прошению и даровал помилование ради Ее ходатайства. Она мгновенно настигла грозных Ангелов и сказала им: «Милостив Отец Небесный и Единородный Его Сын и Святый Дух, потому полк сих милостивых не будет мучиться, так как ради Моего ходатайства — помилован».
Ангелы отвечали: «Мы знаем, кто Ты, — Возлюбленная Богом Милостивая. Никто другой не имеет дерзновения пред Праведным Судией, кроме Тебя», — и возвратили весь полк пред лице Христово.
Они с трепетом и страхом ожидали себе праведного приговора, трепеща, как лист на дереве. И сказал им Судия милостиво и сострадательно: «Ради милостыни вашей, огня вечного избавлю вас, но ради блуда и прочих нечистот и страстей — Царствия Моего не узрите и блаженства Моего вечного не наследуете, радость святых Моих не увидите, так как вы не имеете одежды брачной. Осквернили одежду невинности, святости и чистоты, полученную во Святом Крещении. А в нечистой одежде на брак не приходят, радости святых не оскверняют». Повелел им дать место на Севере.
Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие.
Они велегласно прославили Бога: «Всемилосердный Владыко, владеющий жизнию и смертию, благословен Ты и благ, и милосерд, потому что Господь жизни и смерти лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами, и потому одного просим у Тебя: «Помилуй нас, Господи». — И даровал им Господь малое утешение.
Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа.
Это очень обнадеживает. Но не следует расслабляться, думая, что вот и славно, теперь и тут поживем-погрешим, и от мучений избавлены будем, как говорится: "хоть с краёчку, да в раёчку"! Потому что:
Многие из христиан православных пойдут в бездну огня неугасимого за то, что были христианами только по названию, а дел христианских не делали и Имя Божие хулили своей порочной жизнию — порочили христианское звание. Они наследуют сугубую муку за свое отступничество.
Грозно Господь посмотрел на них, показав им обители и блаженства святых, и сказал им: «Окаянные, лукавые, ленивые, скверные человецы. Скольких благ вы безумно сами себя лишили из-за минутных греховных наслаждений скверной плоти, которой вы, отвергнув святой Мой закон, служили угождая день и ночь. Вы упитывали себя как бы на закаление и, упитавши плоть свою, как лютого вепря, вы осквернили себя нечистотою скотских похотей плоти, блуда. Гордо поднимали головы, отвергали Мою власть, смеялись над святыми Моими последователями, гнали, осмеивали и безжалостно убивали истинных проповедников Евангелия. Смеялись над святым Моим законом. Презрели Небо и возлюбили прах земной. Вы не украсили себя одеждой светозарной и добровольно облеклись в скверное рубище пороков. Приимите же достойное возмездие по делам вашим. Вам был уготован Рай, Горний Иерусалим — Сион Нерукотворенный. Но вы безумно, добровольно отреклись от вечной радости. Сколько раз призывал Я к покаянию, каждый день стучал в двери вашего сердца, хотел вам даровать вечное блаженство даром — только бы одно покаяние и смирение принесли вы.
Но вы прогнали Меня от дверей ваших. Итак, идите же, проклятые, в огнь вечный, уготованный сатане. Приимите от него достойную награду за усердие ваше к нему...»
Господь простер жезл свой на грешников, и разделились грешники по народностям, племенам и родам, верованиям, ересям и расколам. Согрешившие до Закона и после Закона, служившие идолам и жидове, не уверовавшие Пришествию Христову.
Первое издание книги «Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского», впоследствии неоднократно переиздававшееся, вышло в свет по молитвам и благословению Батюшки Николая ( Гурьянова; 24.05.1909 - 24.08.2002). Я всем очень советую найти и прочитать эту книгу!
Да сподобимся и мы стать святыми избранниками Божьими. Как Господь показал Григорию по молитвам его духовного отца:
Жизнь тленная и временная окончилась — началась нескончаемая вечность.
Ветхое разрушилось, и явилась новая земля, и новое Небо, и человек нов. По слову Апостола, вся нова тварь о Христе.
Кончилась седмица временной жизни.
Настал нескончаемый вечный мир, покой, и радость, и жизнь, в которой нет заботы ни о пище, ни о питие, нет ни печали, ни скорби. Там нет плотских и земных желаний, зависти, лукавства, ехидства и прочих мерзких качеств душевных. Все это низвергнуто и затворено в бездне адской во внутренности земной. И всем сподобившимся нетленной жизни нет надобности трудиться, но вечно они упокоеваются и радуются, славословя Бога, дивного во Святых Своих. Они уже не боятся душегубца диавола, который во временной жизни как лев скрежетал на них зубами, терзаясь завистию и ненавистию к ним, стараясь на каждом шагу обольстить их и лишить благ вечных. Прекратилась брань ожесточенная — обезсилен враг жестокий. Настало вечное торжество победы, никто не омрачит вечного торжества победителей!
Ангелы Божии одаряли святых избранников Божиих скиниями, чертогами, вертоградами — по повелению Божию; каждому по достоинству, сообразно степени совершенства. Некоторые на новой земле, другие — на воздухе, некоторые из них ходили по земле, а другие имели огненные крылия и с веселием парили в воздухе.
И все радовались духовно и веселились, приветствуя друг друга лобызанием святым.
И это все я видел, и приходил в восторг духовный и радостное упоение. Великие праведники, подобно Серафимам, имели крылия огненные.
И вдруг вострубили Архангелы трубой Божией величественно и торжественно, так, что вздрогнуло и радостно вострепетало небо и земля и отверзлись на высоте небесной врата чудные и дивные. Около них стояло множество Серафимов, Херувимов, Престолов, Архангелов, Сил Господних, — и все воскликнули победную песнь Искупителю Мира — Великому Первосвященнику и Вечному Архиерею Сыну Божию, прославляя Его победу над сатаной, адом и смертию.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!