Если Вы вышли на маркетплейс со своим товаров и успешно торгуете, то для того, чтобы перейти на новый уровень, Вам необходимо масштабироваться. Давайте в этой статье поговорим о том, в чем особенности масштабирования бизнеса на маркетплейсе.
Если Вы пережили старт продаж, утвердились на рынке и перешли в раннюю фазу роста, Вам нужно начинать планировать свое масштабирование, чтобы не терять клиентов из-за невозможности удовлетворения спроса или, если Вы хотите увеличить долю рынка и расширить границы своей компании.
Масштабируемость — это способность Вашего бизнеса полностью справляться с растущим спросом и рабочей нагрузкой. При этом, здесь не стоит забывать об эффективности производства и качестве Вашего товара.
Масштабируемый бизнес способен расти без препятствий со стороны его структуры или доступных ресурсов. Он может обслуживать больше клиентов, проводить больше операций, сохраняя при этом прибыльность.
При правильном масштабировании Вы сможете экономить на производстве единицы товара, тем самым уменьшая ее себестоимость и увеличивая прибыль с продажи.
Экономия от масштаба заключается в закономерности: чем больше объем производства, тем ниже средние издержки. Ее можно проследить на каждом этапе — от производства до логистики и хранения.
Масштабирование обычно направлено на резкое увеличение доли рынка. При масштабировании границы деятельности компании существенно расширяются, меняется структура бизнеса и подходы к тому, как его вести.
Для чего нужно масштабироваться?
Масштабирование может дать бизнесу много преимуществ:
- Поможет увеличить долю рынка. Этого можно добиться, если улучшить качество обслуживания, предложить дополнительные продукты или увеличить охват бизнеса — все зависит от выбранной стратегии.
- Повысить устойчивость своего бизнеса на рынке к кризисам и изменениям. С увеличением доли рынка бизнес меньше зависит от какого-то одного сегмента. Он становится более гибкий в управлении ресурсами и адаптивный к внешним условиям. Это придаст стабильность даже во время экономических спадов.
- Повысить инвестиционную привлекательность. Инвесторов больше заинтересует устойчивый проект с высокой доходностью и быстрым ростом, который присутствует в разных сегментах рынка и регионах.
- Более эффективное использование собственных ресурсов. Во время масштабирования Вам необходимо оптимизировать процессы и издержки, а так же внедрять новые технологии и методы работы, что приводит к более эффективному использованию собственных ресурсов и увеличению прибыли с единицы товара
- Повышение узнаваемости Вашего бренда. Крупные бренды гораздо больше привлекают внимание покупателей и вызывают у них больше доверия, так как они уже успели зарекомендовать себя на рынке и сформировать положительный имидж компании.
Масштабирование — это сложный, иногда рутинный процесс, который требует дисциплины и тщательного планирования, поэтому заниматься масштабированием компании, должна целая команда специалистов.
Когда стоит масштабировать бизнес?
Масштабироваться нужно, только если для этого созданы подходящие условия. Слишком быстрый рост может привести к непосильным расходам, большому штату сотрудников или непрозрачности процессов. И наоборот, если не масштабировать бизнес в нужное время, вы не сможете удовлетворить спрос и потеряете клиентов.
Признаки того, что пришло время масштабироваться:
- Спрос превышает предложение. Здесь важно учитывать сезонность товара и влияние различных внешних факторов на спрос (например, праздники). Если спрос сильно вырос из-за праздника, то стоит переждать, пока ситуация стабилизируется. Но, если Вы видите, что не справляетесь со спросом покупателей постоянно, то необходимо задуматься о масштабировании.
- Вы обладаете достаточным количеством ресурсов. Речь идет не только о деньгах — хотя, конечно, для масштабирования понадобятся дополнительные вложения. И, здесь, мы можем порекомендовать Вам обратить внимание на оборотный кредит, от Т-Банка (бывший Тинькофф), с суммой от 50 000 рублей до 10 000 000 рублей, сроком до 6 месяцев, даже без открытого счета в Т-Банке. Оформление заявки занимает всего несколько минут, а деньги можно получить без посещения банка. Для оформления заявки, просто перейдите по ссылке:
Проанализируйте, хватит достаточно ли у Вас сотрудников, так как объем работы, однозначно, вырастет. Подумайте обеспечено ли производство, необходимой инфраструктурой: например, нужен ли дополнительный транспорт для доставки или новые помещения. Все это необходимо для непрерывной работы бизнеса на новом этапе.
- Ваш Бизнес-План предельно точен. Проверьте, насколько разнообразно ваше предложение, заново посчитайте экономику продаж. Оцените, насколько подходит старая бизнес-идея для новой потенциальной целевой аудитории.
- Гибкая и устойчивая структура управления. Убедитесь, что у вас образовалась команда специалистов, которой вы сможете доверить часть управленческих задач.
- Ваш бренд завоевал доверие покупателей. Когда пользователи Вашей продукции знают, в чем Ваша уникальность, выбирают Вас и готовы рекомендовать другим.
С чего начать масштабироваться?
- Оцените количество существующих ресурсов и готовность компании к следующему этапу
- Определите для себя, как вы хотите расти: горизонтально или вертикально?
- Выделите, на чем сделаете акцент: увеличение прибыли, присутствия на рынке или клиентской базы?
- Поставьте перед собой конкретную цель: определите точку, в которой Вы находитесь и точку, которую нужно достичь в результате масштабирования
Рекомендуем Вам, для постановки целей использовать полезную методику SMART (методика постановки целей и задач в управлении). Суть методики в том, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми.
Масштабирование приводит к серьезным изменениям в структуре бизнеса. Задайте себе вопрос: Вы готовы к масштабированию?
К чему должен быть готов селлер и какими навыками должен обладать, для того, чтобы масштабировать свой бизнес?
- Грамотный подход к стратегическим задачам. Чтобы масштабироваться, Вам необходимо сменить фокус на увеличение доли рынка.
- Быть готовым к работе 24/7. Придется уделять максимальное количество времени Вашему бизнесу: планированию и развитию, чтобы эффективно настроить процессы.
- Уметь делегировать свои обязанности. Если на этапе запуска, Вы могли включать в свои обязанности сразу несколько функций, то теперь Вам необходимо передать эти обязанности опытным специалистам, так как иначе, Вы сами ограничите рост вашего бизнеса, потому что не сможете все успевать. А так же, здесь можно обратить внимание на то, что специалист в определенной области может разбираться глубже и лучше Вас, и предложить много полезных, рабочих идей для Вашего бизнеса.
- Умение работать в команде. Когда процессы масштабируются, времени, чтобы решать все единолично, не хватает. К тому же, цена ошибки сильно возрастает, поэтому рискованно доверять только лишь своему опыту и знаниям. Принимать решения должна команда, а не отдельный человек.
- Дисциплина и планирование. Вам понадобится время, чтобы правильно выстроить всю систему. Эта сложная административная работа будет на вас как на руководителе.
Важно правильно определить свои возможности, ресурсы и ограничения. Обозначить цели, которых хотите добиться, в результате масштабирования. Это будет Вашим ориентиром в решении о масштабировании.
А для тех, кто еще не определился с тем, что он хочет продавать на маркетплейсе, рекомендуем прочесть нашу статью:
Если статья была полезна для Вас, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, у нас вся необходимая информация о выходе на Вайлдберриз.