Текущее межсезонье можно назвать одним из самых интересных за прошедшие несколько лет. Только недавно на канале вышла статья про Радулова, перешедшего из «АК Барса» в «Локомотив», что произвело настоящий фурор. Конечно, двухсторонней выгоды в этом трансфере мало, зато у Александра впервые за долгое время появился повод напомнить о себе.
Впрочем, чем действительно отличилось это межсезонье, так это стремительным возрастанием количества свободных игроков, оставшихся без контрактов с топовыми клубами Лиги. Ещё никогда на трудовом рынке КХЛ не было столь кризисной ситуации. Что же произошло, кто за это ответственен и чего ожидать в предстоящем сезоне 2024/2025? Попробуем разобраться.
Начнём с того, что не так давно КХЛ опубликовали публичный отчёт совещания директоров, в котором раскрылось множество интересных деталей касательно нового вектора развития Лиги. Во-первых, утвердили календарь нового сезона: с 3 сентября 2024 года по 31 мая 2025 года.
Для болельщиков, конечно, тут одни плюсы, потому что матчей будет больше, перерыв между сезонами сократился практически на два месяца, в общем организация старается любым способом привлекать к себе новую аудиторию и удерживать оставшуюся, что вполне логично. Больше хоккея, больше интриги, а значит больше зрителей – все в плюсе.
Однако ещё более интересным изменением стало ограничение на количество зарегистрированных контрактов всех видов. Что это значит? Как минимум резкое сокращение количества резервистов. Если раньше новичков могли «обкатывать» по два года в дублёрском составе, то сейчас лавочку придётся прикрывать.
Главным камнем преткновения стал потолок зарплат. Если клуб КХЛ не вписывается в лимит 900 миллионов рублей, то Лига вправе свободно отказать в подписании нового участника. Уже могу себе представить много способов обойти это ограничение самыми разными уловками, а с другой стороны, изменения по-прежнему неизбежны.
У тех же чекеров зарплаты попадали в разы, ибо какой резон держать игрока из меньшинства на зарплате в условные 60 миллионов рублей, если общий лимит составляет 900? По последним подсчётам, многие нападающие столь узкого направления теперь получают по 30 миллионов в лучшем случае, так что остаются теперь только самые идейные энтузиасты, не гребущие деньги лопатами, а желающие играть.
Но давайте перейдём к самому долгожданному разбору – кто из топовых хоккеистов остался свободным.
В первую очередь, хочу отметить новый модный курс среди клубов КХЛ с фокусом внимания на молодых игроках. Если взглянуть на составы команд последних лет, то вы там увидите одних только ветеранов, потому что, очевидно, громкие фамилии привлекают больше аудитории. А вот как это влияет на общее качество матча и что для перспективных молодых ребят чуть ли не все дороги в высшую лигу закрыты, то об этом мало кто задумывался, как минимум раньше.
Сейчас, когда стоит выбор между старым игроком и новым, команды отдают предпочтение молодняку. Вспомните хотя бы «Торпеду» или «Металлург», по примеру которых начинают двигаться все остальные. А я напомню, что возникновению необходимости выбирать сильно способствует ужесточение зарплатного потолка.
Я уже обсуждал пример Радулова (слишком уж он показательный). Человек играет на зарплате в 90 миллионов, при этом за свои последние 9 матчей в «Барсе» он не забросил ни единой шайбы. Вопрос, какой в принципе резон держать этого игрока? Ну создаст его трансфер в «Локомотив» шумихи, зато потом все быстро поймут, что ничего интересного на льду Александр Валерьевич уже показать не способен.
Если рассматривать ситуации среди нападающих, то среди некогда лучших бомбардиров без работы остались: Сергей Шумаков, Никита Гусев Алексей Макеев, Александр Бурмистров и это далеко не полный список. Очень забавно смотреть за тем, как клубы КХЛ ищут игроков среди западных хоккеистов, тем временем как россияне, как тот же Гусев, уже обдумывают перспективы трансфера в Северную Америку.
И я бы мог сейчас негодовать: «Почему это опытные крутые форварды сидят без дела, при том, что у нас в лиге дефицит?» Но взглянув на продуктивность многих из этих ветеранов, понимаешь – от силы пару лет они смогут держать какой-то уровень игры, а потом уже будут совсем неконкурентноспособными кадрами. И, опять-таки, прославленные «старички» совсем не намерены снижать свои зарплатные аппетиты, чем сами ставят себе палки в колёса.
Больше всего в последнее время «ухудшается» ситуация среди вратарей. Всё уже настолько плохо, что российские и белорусские клубы активно пытаются найти кого-то за границей, ведь среди отечественных голкиперов выборка далеко не самая обнадёживающая.
Спрос на российских вратарей падает ниже плинтуса. Сказать честно, меня удивили имена Александра Шарыченкова и Ивана Бочарова в списке свободных агентов. Голкиперы, некогда игравшие за ЦСКА и «Локомотив», после летнего межсезонья остались за бортом, по крайней мере пока.
Обобщим одним предложением – у КХЛ начался застой. Потолок зарплат снизился, а значит придётся прощаться со многими ветеранами. Всё же неспроста руководство с надеждой смотрит на иностранцев, стараясь выцепить молодых и перспективных ребят. Хотя я бы не стал сильно отчаиваться, вполне возможно, что всё это лишь «затишье перед бурей», в хорошем смысле.
Сами посудите, когда ещё у молодых игроков была такая возможность наконец-то пробиться в элиту? Их годами «мариновали» в резервниках, и близко не подпуская к полностью забитой основе. Быть может, эти, на первый взгляд, кардинальные изменения смогут дать хороший толчок для КХЛ.
С вами был Павел Журавлёв