Найти тему
УМ_НО

Послания из прошлого

Зачем они это делали. Кто это делал.

На данный момент самый древняя визуальная история насчитывает 51 200 лет. На самом деле это мог сделать некто из наших (ваших) предков, я имею в виду прямых потомков и родственников. Мне всегда было интересно, о чем думали эти люди.

Люди расписывали пещеры десятки тысяч лет (и многие племена продолжают это делать). Некоторые из самых известных произведений искусства относятся к европейскому верхнему палеолиту и были созданы между 40 и 12 000 лет назад. Среди этих изображений есть знаменитые картины Ласко, а также сотни других, найденных по всему континенту.

Это доисторическое пещерное искусство невероятно увлекательно, будучи одновременно отчетливо человеческим и невероятно инопланетным. В конце концов, все создают искусство. Будь то каракули или шедевры, создание изображений — это то, что делают люди; однако огромное количество времени, которое отделяет нас от художников, означает, что мы понятия не имеем, почему они создали эти изображения. Вдобавок ко всему, они просто симпатичны, поэтому неудивительно, что они привлекли массу внимания и исследований; большая часть из них была потрачена на то, чтобы пролить свет на то, почему мы рисовали на стенах десятки тысяч лет назад.

Несмотря на количество усилий, потраченных на изучение этого вопроса, окончательного ответа пока не получено (хотя почти все, кажется, думают, что у них есть правильный ответ). Одним из самых ранних объяснений пещерного искусства является идея «искусства ради искусства», возникшая еще тогда, когда эти изображения были впервые обнаружены в 19 веке . Как следует из названия, идея заключается в том, что наши предки просто делали это, потому что им было скучно. Потому что они находили изображения красивыми. Потому что они хотели этого. Никакой реальной цели за этим не стояло, это был доисторический эквивалент каракулей (Bahn, 2008).

-2

С 19 века эта идея вышла из моды, учитывая невероятное количество усилий, вложенных людьми в это искусство. Они создавали своего рода строительные леса, чтобы добраться до высоких мест, отваживались проникать в глубокие, темные и опасные места (что включало изобретение масляной лампы) и многое другое. Очевидно, многие утверждали, что они слишком много вкладывали в это произведение искусства, чтобы оно было просто каракулями.

Так что же делают археологи, когда они не знают, что это такое? Заявляют, что это часть ритуала! Так они и сделали, предположив, что в этих пещерах проводились церемонии и что произведение искусства носит религиозный характер; возможно, сродни витражам. Справедливости ради, есть немало доказательств в поддержку этой гипотезы. Например, многие пещеры — такие как знаменитое место Шове — никогда не были заселены людьми, а использовались только для искусства. Возможно, это были священные места (Зорич, 2011). Кроме того, многие места, которые были выбраны для размещения пещерного искусства, имеют определенную ориентацию, как и многие более поздние здания ритуального значения (Хайден и Вильнюв, 2011).

-3

Идея о том, что пещерное искусство по своей природе ритуально, достигла кульминации в «гипотезе шаманизма», которая утверждала, что пещерное искусство было результатом мистиков племени, документировавших свое духовное путешествие. Под «духовным путешествием» я подразумеваю кайф и мысли о том, что они путешествуют в иное измерение. Исследователи отметили, что многие из странных вещей, которые люди видят под действием галлюциногенных препаратов (так называемые энтоптические явления), имеют удивительное сходство с изображениями, зафиксированными в пещерном искусстве (Lewis-Williams et al., 1988).

Другие предложили другие способы, которыми пещерное искусство может быть ритуальным. Например, Беднарик (2008) указал, что многие из следов, найденных в пещерах, были сделаны детьми, а размер некоторых трафаретов рук также соответствует размеру детской руки. Основываясь на этом, он предполагает, что это было частью некоего ритуала «взросления».

-4

Конечно, не все сочли идею ритуала убедительной. Некоторые предположили, что для этого искусства была более практическая причина. В частности, Митен (1988) понял, что изменение климата и новые, более эффективные методы охоты, разработанные людьми, означают, что многие виды могут исчезнуть из региона на долгое время. Он предположил, что пещерное искусство было попыткой вести учет ранее виденных видов, сохраняя знания о них для тех случаев, когда они вернутся. Это, по его мнению, объясняло, почему на многих изображениях изображены искривленные ступни (чтобы записать, какие следы они оставили) и почему они были сосредоточены на более редких животных, таких как мамонты

Этот спор продолжается и по сей день, публикуются новые книги и статьи, продвигающие ту или иную идею. Лично я подозреваю, что мы никогда не найдем ответа, потому что ответа нет. Существуют тысячи примеров пещерного искусства, охватывающих десятки тысяч лет. Вероятно, не было единой причины для создания искусства, охватывающего этот огромный промежуток времени и пространства; точно так же, как все художники сегодня рисуют по разным причинам. Все эти гипотезы, вероятно, верны в определенной степени. Возможно, одна пещера была каракулями, другая была ритуальной, но не все они были каракулями, потому что не было универсальной причины для их создания.

Независимо от окончательного объяснения (если таковое имеется), они остаются прекрасной и увлекательной связью с нашим давно ушедшим наследием.

P. S.

Исследователи детально изучали отпечатки рук в пещерах Франции и Испании. На основе соотношений длин указательного, безымянного пальцев и мизинца исследование показало, что 75 процентов отпечатков рук (24 из 32) принадлежали женщинам. Только три были оставлены мужчинами; остальные пять были оставлены подростками мужского пола.

-5