Найти тему

«Не верили, что их убьют»: о чем говорится в последних записях Романовых перед расстрелом

В грядущую ночь со вторника на среду исполняется ровно 106 лет со дня гибели Николая II Романова, его родных и слуг. С 16 на 17 июля 1918 года большевики убедили их спуститься в подвал дома Ипатьева, где они содержались под стражей, а затем расстреляли.

Сами члены Царской семьи до последнего не догадывались о том, что их ждет. На это указывают записи, которые они сделали в дневниках незадолго до гибели.

-2

ЖАЛОБЫ НА КОМЕНДАНТА

Одной из привычек Николая II было ведение дневников. Многие годы он практически ежедневно записывал в них произошедшие события. Единственное – многие записи касаются небольших бытовых событий.

По ним можно понять, чем, допустим, в среду 17 января 1896 года в течение дня занимался Николай II – позавтракал, посетил Пажеский Корпус, пил чай с Мама, читал, посетил оперу, вернулся домой к половине двенадцатого ночи. Но в них редко можно найти размышления императора о происходящих событиях. То же касается и записей, которые Николай II делал уже после своего отречения.

Вот последние три записи, которые сделал отрекшийся император. Первая датирована 25 июня. Это был понедельник. Николай II рассказывает о новом коменданте в доме Ипатьева – Юровском:

«Наша жизнь нисколько не изменилась при Ю(ровском). Он приходит в спальню проверять целость печати на коробке (драгоценности Романовых Юровский запечатал в коробку и оставил у них на хранение, - Ред.) и заглядывает в открытое окно. Сегодня все утро и до 4 час. Проверяли и исправляли электрическое освещение. Внутри дома на часах стоят новые латыши, а снаружи остались те же – частью солдаты, частью рабочие! По слухам, некоторые из авдеевцев уже под арестом! (при предыдущем коменданте Авдееве Романовы жаловались на пропажу вещей, - Ред.) Дверь в сарай с нашим багажом запечатана. Если бы это было сделано месяц тому назад! Ночью была гроза, и стало еще прохладнее»

-3

Спустя три дня, в четверг 28 июня, Николай II сделал новую запись. Он рассказал о том, что трое рабочих утром закрыли окно тяжелой решеткой, о чем Романовых Юровский не предупредил.

«Этот тип нам нравится все менее!» - написал Николай II. Он также добавил, что начал читать VIII том Салтыкова-Щедрина.

Заключительная последняя запись Николаем II сделана в субботу 30 июня. В ней он рассказал о самочувствии сына:

«Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправляется, но совершенно разогнуть его он не может. Погода теплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем»

На этом дневник Николая II заканчивается, хотя до гибели Царской семьи остается больше двух недель. Историки до сих пор точно не могут сказать, почему же вдруг он перестал вести записи.

- Возможно, настроения у него не было, вот и не писал. Но я не думаю, что они верили в то, что их всех убьют. Это никак объективно не подтверждается, - рассказал историк Николай Неуймин. – Элементарно посмотрите стенограмму Юровского. В ночь гибели им сказали спуститься вниз. Никто их не тащил. Никто силу не применял. А значит они и не подозревали, что их ведут в ловушку. Доктор Боткин спустился с саквояжем. Великие княжны со своими сумочками. Все было построено на обмане.

БЕСПОКОЙСТВО ИЗ-ЗА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ПОВАРЕНКА

На то, что Романовы до последнего не подозревали о том, что готовят для них большевики, указывает последняя запись в дневнике жены Николая II – Александры Федоровны. Она сделана 16 июля. То есть за несколько часов до трагедии. Лишь одну деталь в ней можно считать дурным предзнаменованием – внезапное исчезновение поваренка Леонида Седнева. Его увели из дома, чтобы он не погиб.

«Пасмурное утро, позже – хорошая солнечная погода, - написала Александра Федоровна за несколько часов до гибели. - У Бэби легкая простуда. Все выходили гулять утром на 1/2 часа. Ольга и я готовили наши лекарства. Татьяна читала мне Духовное чтение. Они вышли гулять, Татьяна оставалась со мной, и мы читали: Книгу пророка Амоса и пророка Авдии. Плела кружева. Каждое утро к нам в комнаты приходит комендант, наконец, через неделю принес яиц для Бэби. 8 часов. Ужин. Совершенно неожиданно Лику Седнева отправили навестить дядю, и он сбежал, - хотелось бы знать, правда ли это и увидим ли мы когда-нибудь этого мальчика! Играла в безик с Николаем»

-4

В последней строчке Александра Федоровна написала, что в 22.30 легла в постель. Уже в 01.30 царскую семью разбудили и убедили спуститься в подвал, где затем прозвучали выстрелы. Добавим, что поваренка Леонида Седнева поместили в доме караульных напротив дома Ипатьева. После расстрела Царской семьи мальчика отправили домой. Все прочие члены свиты Николая II, находившиеся с ними в доме Ипатьева, погибли – лейб-медик Евгений Боткин, камер-лакей Алексей Трупп, повар Иван Харитонов и горничная Анна Демидова. Выжить удалось лишь камердинеру Чемодурову, который за полтора месяца до того заболел и был отправлен в тюремную больницу.

Автор: Данил Свечков - «КП-Екатеринбург»