Есть люди, которые покупают билеты на самолёт за полгода и потом 6 месяцев складывают чемодан и радуются своей удачной покупке и экономии средств. А есть люди, которые летают по работе или своим делам по несколько раз в месяц, и купить билет за 1-2 дня до вылета - это в порядке вещей.
Лично я не отношусь ни к первой группе этих людей, ни ко второй. Билеты покупаю примерно за неделю до вылета. Живу в Уфе. При этом летать через Москву по факту почти всегда оказывается дешевле, чем покупать прямые рейсы. А рейсов от нас в Москву всегда очень много, примерно 10-15 в день, с ними проблем нет.
И когда в этом году в конце июня наконец определились даты моего отпуска и пришла идея поехать в Минск, стал мониторить на агрегаторах цены на авиабилеты - что/когда/почем.
Прямой рейс Уфа - Минск сейчас есть, да. Но цена самых дешёвых билетов туда - обратно на нужные даты на двух человек в тот момент начиналась от 64 тыс. руб, (по 32 тыс. на человека). С пересадкой в Москве билеты находились примерно за 40 тыс. (это лайт тарифы, 20 тыс. на 1 человека). Посовещавшись, решили полететь через Москву, и на сэкономленные таким образом деньги пожить несколько дней в нашей столице - почему бы и нет.
Попробовав разные комбинации с датами и выбирая более-менее удобное время вылетов, нашёл в итоге такой неплохой эконом вариант за 48 тысяч:
Уфа - Москва, Москва - Минск, Минск - Уфа.
Но все билеты этой цены были на промо тарифах (без багажа, только ручная кладь по 5 кг на чел.) и все - разных авиакомпаний (Ютэйр, Победа, Ред Вингс).
В итоге их и решили купить, и дополнительно докупить на сайтах этих компаний 1 место багажа того веса, сколько будет по факту в чемодане к концу поездки). Забегая вперёд скажу, что суммарно на багаж (1 чемодан) на трёх этих рейсах ушло ещё чуть больше 6 тыс. рублей.
Суммарная цена авиабилетов в итоге составила 54 тыс.рублей.
И у нас появилась возможность полетать за две недели тремя разными авиакомпаниями и сравнить их.
Ютэйр / Utair
Вообще, много раньше летал этой авиакомпанией и констатирую факт - она становится все экономнее и экономнее. Так и хочется придумать новое слово - глагол «опобедилась» - в честь широко известной своей прижимистостью другой авиакомпании.
Чай или кофе на борту? Не, забудьте.
Выбор места при онлайн регистрации - тоже платная услуга.
Но тут у этой платной услуги вдруг произошёл просчёт в рандомном назначении мест - и нам случайно выкинуло места на одном ряду, А и С, всего через одного человека, с которым я успешно и поменялся в итоге в салоне местами.
Что касается нормы бесплатного провоза ручной клади - 1 место на человека, вес 5 кг (размеры 40x30x20 см).
Еще перед отлетом купили 1 место багажа тарифом до 10 кг, размер 55х40х25 см, у меня есть как раз «лётный» чемодан строго такого размера, но это если снять с него съёмные колёсики. С ними правда размер чуть больше, но их снять - ноу проблем, просто отжать фиксирующую кнопку. Иногда эти колёса вообще и не снимаю, особенно когда забываю, как грузчики сломали и отбили одно колесо у моего предыдущего чемодана :)
Багаж стоил на сайте авиакомпании 2 тыс. рублей, но у меня были накопленные мили, хотелось заплатить ими. Так и заплатил, но списалась только часть миль.
Как потом прочитал на сайте авиакомпании:
Вы можете выбрать любое количество миль, которое хотите потратить на билет. При этом минимум 299 рублей от заказа нужно внести с банковской карты.
Но вообще цена багажа очень дифференцирована, зависит от того, за сколько часов до вылета покупаешь услугу, и ещё цены выше при покупке в аэропорту (дешевле всего брать заранее, через сайт).
В целом полет прошёл как обычно, что узнал нового - а до Внуково уже оказывается достроили метро, жёлтая ветка работает уже с осени. Из интереса решили так на метро и поехать в гостиницу - вышло достаточно долго, конечно, но бюджетно. Прямо ещё один транспортный трансферный лоукост! :)
Авиакомпания Победа
Честно сказать, всегда пытался по возможности избежать полетов на этой авиакомпании (наверно не надо объяснять почему, все и так знают). Но тут уж так сложились обстоятельства.
Из Москвы в Минск летает всего три авиакомпании и понятное дело, эти билеты были самые дешёвые. Но сказал бы, что они были дешёвые вообще по всем меркам - даже не думал, что сейчас бывают международные рейсы за такую цену - 3810 руб. на человека (примерно в 1.5 раза дешевле, чем купленные нами билеты Ютэйр из Уфы в Москву). И всего в 1.5 раза дороже, чем просят минские таксисты, чтоб доехать ночью в город из аэропорта.
Но зато Победа славится своими супер требованиями к ручной клади.
Габариты всех личных вещей ручной клади суммарно не должны превышать 36x30x27 см.
Как радостно написано на сайте авиакомпании:
Габариты всех личных вещей не должны превышать 36x30x27 см. Вещи все вместе должны свободно помещаться в калибратор с плотно закрытой крышкой без применения давления! Приобретённые в аэропорту еда и товары должны свободно помещаться в калибратор вместе с остальными вещами!
Что касается дополнительного багажа, то опять же на сайте написано, что стоимость на международных рейсах (к которым относится и Минск) - от 13 евро.
В итоге оплатил за чемодан 1640 руб (категория - вес до 10 кг, размер чемодана прошёл по нужным габаритам).
Что касается онлайн регистрации, то оказалось что она нам даже и не положена (как не купившим услугу выбора места). Но решили отнестись к этому философски - рейс короткий, чуть больше часа, можно просидеть это время отдельно и на любых местах - как уж рандомно выпадет при регистрации в аэропорту. За выбор места решили не платить идейно, чтобы не спонсировать данного лоукостера :)
Ред Винкс / Red Wings
Рейс домой на Red Wings был самым долгим и дорогим из всех купленных билетов, Билеты по 14 тыс. на человека + отдельно 1 чемодан-багаж по международному ценнику за 2400 руб.
И это при Тарифе Лайт — провоз багажа не включен в тариф, ручная кладь 1 место до 5 кг, габариты места не более 40*30*20 см.
При онлайн регистрации места выбрать рядом не смогли, они выскакивали разные, назначенные системой (хотя на сайте авиакомпании вроде как написано, что самостоятельный выбор мест в хвосте самолёта возможен), но в самом аэропорту регистраторы давали желающим места рядом.
Так что именно для этого рейса Red Wings из Минска могу дать семьям парадоксальный совет - не проходить заранее регистрацию онлайн. В самом аэропорту могут посадить и рядом (в отличие от лоукостеров, где тема назначения мест вообще принципиально не обсуждается).
Что ещё могу сказать позитивного об этом рейсе - впервые за три перелёта в самолете всем пассажирам выдали напитки (чай/кофе) и даже какой-то бисквитик в упаковке.
Поэтому вообще сомневаюсь, корректно ли относить Red Wings к списку совсем уж бюджетных. По сравнению с двумя предыдущими рейсами - в лайт-тарифе услуг было больше.
Но если сравнивать с тем же Аэрофлотом, с его эконом лайт тарифом, то по услугам у Red Wings все очень скромно, на самой нижней грани допустимого.
Ещё в тему путешествий. Вода в аэропортах
Вообще это конечно тема не к авиакомпаниям, а к организации авиаперевозок в целом. Запрет на пронос своей питьевой воды в предполётном осмотре породил массовую спекуляцию питьевой водой во всех магазинчиках и кафе аэропортов. И для меня это всегда один из показателей клиентоориентированности и доброжелательности аэропорта - за сколько там можно купить бутылку 0.5 питьевой воды.
В этой поездке цена были такие:
Уфа - все привычно нормально, купил воду 0,5 литра без газа за 49 рублей.
Внуково - везде ценник за бутылочку 0,5 л от 150 рублей и выше. Увидели в Дьюти фри за 1 евро и решили купить там (пересчитывают в рубли по курсу). Что вышло - девушка-кассир мило объяснила, что именно для маршрута в Беларусь цена будет другой, 1.5 евро, так как Россия и Беларусь входят в один таможенный союз. В итоге так и купили воду по 150 руб. А летать на самолётах типа Победа (с водой только по индивидуальному запросу) без своей личной бутылки воды, не-е, это не моя зона комфорта.
Минск - в аэропорту все кафе пристально не осматривал, увидел воду в ближайшем продажном автомате за 3 бел. рубля (около 85 наших), взял ее.
Если честно, вижу в этом не заботу о безопасности пассажиров, а кормушку определённых структур в продаже воды. Если уж внедрили сканеры для проверки пассажиров, давайте тогда внедрим и анализаторы жидкостей, не?
Итого. Стоит ли летать лоукостерами и когда?
А что вообще будем считать лоукостеоами?
Как пишут в интернете:
Лоукостер — авиаперевозчик, который предлагает дешевые перелеты за счет отказа от большинства традиционных пассажирских услуг — например еды и провоза багажа. Задача лоукостера — доставить вас из пункта А в пункт Б. За все удовольствия в пути придется доплачивать.
Из трёх рассмотренных авиакомпаний однозначным официальным лоукостером является только Победа.
Что касается Ютэйра, нашёл про него любопытную формулировку:
«Utair — первый и единственный в России гибридный лоукост-перевозчик. Благодаря принципу конструктора путешествий пассажиры могут сэкономить на базовом тарифе по цене лоукостера и приобрести дополнительные услуги, которых у лоукостера нет.
Третья авиакомпания - Red Wings - это все таки не лоукост. Хотя по услугам в целом все было достаточно скромно, это да.
Поэтому можно задать вопрос и так:
Стоит ли летать по эконом-лайт тарифам и когда?
Отвечу так. Эти нормальный, работающий вариант для путешествия, если вы:
- летите на небольшой срок, а потому можете обойтись небольшим количеством ручной клади и багажа, не планируете привозить обратно несколько центнеров сувениров;
- сможете поголодать несколько часов или сможете сами заранее позаботиться о своей еде и воде в пути;
- сможете просидеть несколько часов в самолете без близкого вам человека (и пусть вас греет мысль о том, что он все равно здесь, через пару рядов, рядом:)
И удачи всем в полетах! Яркого чистого неба и новых личных высот :)
Статьи о недавнем отпуске в Беларуси:
Часть 1
Часть 2
Часть 3