Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Турция стремится в БРИКС, не отказываясь от интеграции с ЕС: возможно ли такое?

Руководство Турции намерено расширить сотрудничество с БРИКС, при этом сохраняя европейские устремления страны. Об этом все чаще говорят официальные лица страны разного уровня. Подобное желание объясняется тем, что БРИКС играет все более существенную роль в современной мировой экономике и геополитике. Чем настойчивей Турция стремится в такие организации как БРИКС и ШОС, тем чаще возникает вопрос о совместимости их с Североатлантическим блоком, членом которой она является, и ЕС, в которую Анкара так стремится. По мнению профессора Хасана Унала, вступление Турции в БРИКС не требует от Анкары выхода из НАТО и отрыва от западного мира. В подтверждение своих слов Унал напоминает, что крупнейшими торговыми партнерами Китая являются США и Европа, что, однако, не мешает Поднебесной быть одним из основных участником БРИКС и ШОС. В такой ситуации Анкара надеется, что ее сотрудничество с западными объединениями не помешает стать полноправным членом БРИКС. Импонирует Турции и отношение участников
Оглавление

Руководство Турции намерено расширить сотрудничество с БРИКС, при этом сохраняя европейские устремления страны. Об этом все чаще говорят официальные лица страны разного уровня. Подобное желание объясняется тем, что БРИКС играет все более существенную роль в современной мировой экономике и геополитике.

Уживутся ли вместе НАТО, ЕС и БРИКС?

Чем настойчивей Турция стремится в такие организации как БРИКС и ШОС, тем чаще возникает вопрос о совместимости их с Североатлантическим блоком, членом которой она является, и ЕС, в которую Анкара так стремится.

По мнению профессора Хасана Унала, вступление Турции в БРИКС не требует от Анкары выхода из НАТО и отрыва от западного мира. В подтверждение своих слов Унал напоминает, что крупнейшими торговыми партнерами Китая являются США и Европа, что, однако, не мешает Поднебесной быть одним из основных участником БРИКС и ШОС. В такой ситуации Анкара надеется, что ее сотрудничество с западными объединениями не помешает стать полноправным членом БРИКС.

Импонирует Турции и отношение участников БРИКС к пока еще доминирующей роли американского доллара в международной платежной системе. Турецкие представители отмечают, что США используют доллар и его положение в международной платежной системе как средство санкций, что делает целесообразным отказ от этой системы. По мнению Унала, только в этом случае попытка противодействия американской гегемонии может увенчаться успехом.

"Это единственный способ серьезно противостоять гегемонии Америки в мире. Необходима альтернативная международная платежная система. Она нужна всему миру", – отмечает турецкий профессор.

Он также указывает, что участники БРИКС серьезно работают над созданием альтернативной платежной системы, базирующейся на золотом запасе.

Намерения Анкары порождают вопросы?

Желание Турции присоединиться к БРИКС обсуждается уже несколько лет, в связи с чем к Анкаре возникает ряд вопросов. В международной организации, прежде всего, состоят государства независимые и не входящие в союзы или объединения со строгой иерархией, подразумевающей передачу страной-участницей части своего суверенитета. А Турция является страной НАТО, в котором диктат Вашингтона очевиден.

Другой вопрос связан с желанием Турции вступить в ЕС. Но тут уместнее переадресовать его официальному Брюсселя, который, судя по всему, и не собирается принимать эту страну в состав объединения. Несмотря на то, что Турция одной из первых на континенте попросилась в ряды союза, ее уже опередили многие государства, в том числе несколько республик бывшего СССР, ставшие независимыми намного позже официального обращения Анкары. И тем не менее, официальные лица Турции отмечают, что страна продолжает сотрудничество с европейцами в этом направлении.

Турция также раз за разом высказывает пожелание о вступлении в ряды участников БРИКС, что говорит о серьезном намерении Анкары двигаться и в этом направлении. Что касается углубления сотрудничества между Турцией и БРИКС, турецкий эксперт по внешнеполитическим вопросам Гёкхун Гёчмен считает уместным их постепенное развитие. Примером может стать путь, пройденный ОАЭ и Египтом, которые стали членами Нового банка развития под эгидой БРИКС за два года до полноправного членства в ней.

В случае применения аналогичного или похожего процесса к Анкаре, стороны могли бы проверить доверие друг к другу, а при необходимости даже ускорить процесс полноправного членства в Турции БРИКС.

В любом случае следует помнить, что решение о вступлении в БРИКС той или иной страны принимается консенсусом всех участников этого сообщества. А их после последнего расширения стало десять. Это Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия.