Фарфор – это искусство глины и огня, а каждая его деталь – кропотливая работа мастеров. Во всем мире известны фарфоровые изделия из Цзиндэчжэнь. О фарфоре из этого города есть поговорка: «белый как нефрит, ясный как зеркало, тонкий как бумага, звонкий как гонг», ничто лучше не опишет высокое качество изделий. В этой статье мы расскажем за что так любят фарфор отсюда и почему Цзиндэчжэнь признан фарфоровой столицей.
Изготавливать керамические изделия в Цзиндэчжэнь начали в эпоху Пяти династий. Свои истоки фарфор из этого города берет еще во времена династии Сун (960–1127 гг.). В эпоху Юань (1271–1368 гг.) местная керамика достигла пика своего развития и привлекла внимание императорского двора и знатных кругов. Кобальтовая роспись берет свое начало именно в том периоде и до сих пор является символом китайской росписи. Но чем производство в Цзиндэчжэнь отличается от любого другого?
Весь процесс создания изделий – от заготовки глины, формования, декорирования, сушки и конечного обжига ажурных изделий – разделен на 72 узкоспециализированных технологических этапа, каждый из которых выполняется в ручную. Трудоемкий процесс требовал от мастеров чрезвычайной сосредоточенности, что привело к разделению труда при изготовлении цзиндэчжэньского фарфора. Многие местные специалисты всю свою жизнь выполняли лишь один из 72 технологических этапов. Но качество исполнения своей работы они доводили до совершенства!
Традиционно принято выделять четыре основных вида цзиндэчженьского фарфора: «фарфор с бело-синим орнаментом», «искусный фарфор/линлунцы», «фарфор розового семейства» и «фарфор с монохромной цветной глазурью». Какая между ними разница? Разница в росписи, рисунках, способах их нанесения и составах.
Для изготовления «фарфора с бело-синим орнаментом» мастер берет краску на основе кобальтовой руды. После нанесения рисунка изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается в печи при температуре около 1300 градусов. Под воздействием высокой температуры оксиды кобальта изменяют цвет до ярко-синего оттенка. Белый цвет фарфоровой основы сплетается с синими тонами росписи. Чаще всего, именно этот вид фарфора приходит в голову обычному человеку при упоминании изделий из Китая.
Для изготовления «линлунцы» используются два особых этапа: на поверхности изделия делают выемки и затем их заполняют прозрачной глазурью. Изделия с использованием данной техники еще называют “рисовыми” из-за схожести рисунка с рассыпанными рисовыми зернышками.
Изделия из "розового семейства" характеризуются яркими красками и тонкой росписью. Мастера сначала создают рисунок на поверхности глазури, затем гравируют его, чтобы добавить утонченность и рельефность.
"Фарфор с монохромной цветной глазурью" — это техника, при которой на поверхность изделия не наносится цветной рисунок. Вместо этого в белую глазурь добавляются специальные оксиды, которые при высокой температуре приобретают разнообразные оттенки.
Глазури из Цзиндэчжэня привлекают внимание керамистов со всего мира, и большинство мастеров заказывают глазурь именно отсюда для своих изделий.
Если вы всерьез задумываетесь пополнить коллекцию изделием из Цзиндэчжэньского фарфора или они у вас уже есть, то следующие рекомендации для вас. Чтобы посуда прослужила дольше следуйте трем простым пунктам:
- Не используйте химические моющие средства. Посуда может вписать их запах.
- Избегайте грубых абразивов.
- Сразу после чаепития промойте посуду водой, а чайные пятна можно аккуратно стереть мягким чистым полотенцем.
На нашем канале есть видео о фарфоровой коллекции Мойчай из Цзиндэчжэнь, где представлены экземпляры с невероятными цветами и тончайшей росписью. Посмотреть видео можно по ссылке. Также, рады видеть вас в наших клубах, в каждом из которых собрана своя уникальная коллекция фарфора. В чайном клубе есть возможность вживую оценить красоту изделий и подержать их в руках или даже приобрести. Адреса клубов вы найдете здесь.
Познакомиться с изделиями из фарфора можно также на нашем сайте. А мы ждем вас на чаепитии.