Найти тему

Легенда о золотой канонерке

Из поколения в поколение в семье Патетеевых передают легенду о золотой канонерке. В этом эпизоде времен гражданской войны есть все: загадки истории, мистика, приключения, великие трагедии, мудрость и стойкость житейская. Началась эта драма на территории современной Амурской области, но потомки одного из ее участников проживают сегодня в портовом городке Дальнего Востока и хранят предание о своей семье, втянутой в водоворот эпохальных событий.

Из рассказа Галины Патетеевой возникает образ далёкого времени, когда стоявшая над людьми стихийная сила, сталкивала их друг с другом, кидала, как щепки в бурный поток политических событий. Им не слишком приходилось выбирать, как жить, но среди сумятицы герои этой истории не потеряли себя, не отошли от безусловных ценностей: честности милосердия, стремления к справедливости. 

  • Семейные ценности

История Патетеевых сохранилась фрагментарно. В ходе гражданской войны и репрессий многие представители фамилии погибли или были рассеяны. До революции глава рода Адриян дал образование всем детям. Старшая дочь Евлампия преподавала в школе. Младший сын Иосиф учился в начальном классе. Семья была крепкая и уважаемая. Адриян - мировой судья пользовался большим авторитетом. По характеру - правдолюб, справедлив, но нрава очень крутого. Никому не давал спуска, в том числе своим домочадцам. Детей воспитывал в строгости. Однажды отец преподал Иосифу знатный урок интернациональной дружбы, который в дальнейшем не раз помогал выживать в трудные времена. На одной улице с Патетеевыми жил китаец. Местные мальчишки, среди которых находился Иосиф, над ним подтрунивали за длинную косу. Как-то ватага сорванцов, встретив китайца, принялась его дразнить. Китаец пожаловался Андрияну, который взяв тугой ремень, устроил сыну хорошую взбучку, после чего заставил извиниться перед соседом. 

  • Иосиф и самураи

Крутые изменения в жизни семьи произошли после революции. Начавшаяся гражданская война принесла насилие и неразбериху: наступал и отступал: белые и красные. 5 апреля 1918 года первый отряд японских войск высадился во Владивостоке. С этого события историки отсчитывают начало интервенции на российском Дальнем Востоке. Дом Патетеевых был самым большим в Новоандреевке, поэтому японцы, захватившие город, приняли его за штаб красных. Когда Евлампия увидела, как самураи наводят пушку на их дом, она мгновенно скомандовала, чтобы все спрятались в подпол. Раздался страшный грохот. Снаряд разнес строение в щепки. Когда подошли японцы. Иосиф, сжав кулаки, погрозил им. Непокорность возмутила одного из офицеров. Обнажив меч, он замахнулся на ребенка. В этот момент мать успела оттолкнуть сына. Острое лезвие со свистом успело рассечь только воздух. Женщина защищала Иосифа так отчаянно, что агрессор усмехнувшись отошел в сторону.

  • Золото республики

Осенью 1918 года советские власти в Благовещенске вынуждены были спешно эвакуировать золотой запас всех дальневосточных банков от наступающих белогвардейцев и интервентов. 21 пуд драгметаллов погрузили на канонерскую лодку "Орочанин" для транспортировки вверх по реке Зея. Однако уже в самом начале пути судно было атаковано и повреждено японцами. Лодка села на мель у села Новоандреевка.

В 1932 году в издательстве Дальгиз вышла книга «Амур в огне», в которой участник войны на Дальнем Востоке Илья Безродный, вспоминал: «…О судьбе ценностей, бывших на канонерке, точно неизвестно. Одни говорят, что золото было выброшено за борт в неопределенном месте на самом фарватере, другие утверждают, что ценности были выгружены в протоке… И лишь три ящика золота, зарытые кем-то на берегу, были обнаружены спустя некоторое время одним из членов экипажа – Бортовым. Очевидно эта тайна с участниками событий ушла в могилу…»

А вот, что об этом происшествии рассказывал Иосиф. Завязавшаяся перестрелка, не позволила команде судна перегрузить ценности. Лодку оставили на мели возле Новоандреевки. Воспользовавшись моментом, банда местных мародеров пробралась на борт и стала вскрывать заколоченные ящики. Слитки золота уносили с собой. Адриян лично пытался остановить расхищение, но силы были неравны, а органы власти в момент смуты и неразберихи не действовали. В эти же дни несколько участников разграбления канонерки хотели расправиться с голодным беспризорником, стянувшим у них что-то из продуктов питания. В тот момент, когда ребенка пытались вздернуть на столбе, мимо проходил Адриян, Он защитил мальчика, напомнив тем, кто вершил самосуд, об их более тяжких преступлениях. Обещание судьи призвать виновных к ответственности за расхищение золота республики бандиты не забыли. Они задумали избавится от опасного для них человека. Выждали, выследили и устроил засаду в лесу, когда Адриян вместе с Иосифом собирались навестить родственников. Дорога предстояла длинная. Садясь в сани, отец и сын еще не знали, что на пути их ожидают бандиты. Адрияна убили на глазах сына. От выстрелов лошади метнулись в сторону, сани перевернулись. Мальчик, пролетев несколько метров, упал в сугроб. Он слышал, как его искали преступники. Когда они ушли, ребёнок не рретлся выбраться наружу. Так бы и замерз в лесу, если бы не верный конь. Вечером по злополучной дороге из города в свое селение возвращался крестьянин. Неожиданно дорогу ему преградил конь. Животное встало на дыбы, не давая проехать, тянуло в строну. Мужик смекнул, что надо пойти следом. Конь привел селянина к сугробу, где лежал закоченевший подросток… 

  • Ворошиловский стрелок

От отца перешли к Иосифу основательность, честность, сметливость. Достигнув совершеннолетия, парень женился на соседской девушке Дарье. На всю жизнь она стала ему поддержкой и опорой, окружила заботой и любовью. Едва отгуляли свадьбу, пришла повестка. Призвали в Красную армию. Надев буденовку, отправился Иосиф осваивать военные науки. Блестяще научился владеть огнестрельным оружием. В 20-х годах с инспекционной проверкой воинских частей Дальний Восток посетил наркомвоенмор К.Е. Ворошилов. Иосифу представилась возможность продемонстрировать перед легендарным военачальником свое мастерство. По итогам армейских соревнований И. Патетеев был награжден знаком «Ворошиловский стрелок».

  • Узелок на траве

Жизнь шла своим чередом. После армии Иосиф освоил строительные специальности, работал. В семье родились старшие дети. В 1932 году обширные территории страны охватил массовый голод. Причину его связывали с коллективизацией. Когда стало ясно, что всем вместе прокормиться нельзя, мать Дарьи решила тайком уйти из семьи к родственникам во Владивосток, чтобы не обременять молодых заботами о себе. Именно тогда произошел случай, который семейные предания расценивают, как проявление Промысла Божьего. Измученная голодом женщина пеша шла по лесным дорогам. Много дней преодолевая десятки, сотни километров. Когда ее покинули последние силы, упала на землю и собралась умирать. Какими словами она молила Бога и к каким святым взывала неизвестно. Но чудо произошло. Рядом с собой под елью она увидела тряпичный узелок, в котором находились буханка хлеба и кусок сала. Возможно, этот ценный дар упал с проезжавшей телеги. Благодаря ему женщина утолила голод и смогла продолжить свой путь.

  • Как становились «политическими»

Однажды Иосиф стал свидетелем того, как в созданный колхоз сгоняли с крестьянских хозяйств лошадей. Все делалось наспех: организаторы загоны не подготовили, корма не запасли, животные от голода грызи сухие жерди изгороди. Сжалось сердце и не смолчал Иосиф. Нашелся человек, который написал донос. 

Так семья Потетеевых превратилась в спецпереселенцев. Кто-то погиб на лесоповалах, другие под пулями охранников, были и те, кто умер от голода. 

Репрессированных отправляли в Обор, затем в Агние-Афанасьевск (север Хабаровского края) без вещей и продуктов. В ссылке от тяжелых условий умерли двое детей. Посреди голого поля приходилось обустраивать заново свой быт. Здесь и пригодились «уроки интернациональной дружбы» от Адрияна. Жившие рядом китайцы помогли семье не пропасть от голода. Поделились с Дарьей семенами сельхоз растений, научили, как выращивать плодовые культуры в суровом климате.

Умение ладить с людьми, доброта и радушие привлекли к Патетеевым и коренных народов Дальнего Востока. Дом их был всегда открыт для гостей. Когда ульчи после охоты приходили в поселок, чтобы сдать государству пушнину, они всегда останавливались у Иосифа: курили трубки, пили чай, вели неспешные разговоры. Новые друзья помогли Иосифу в годы войны победить тяжелый недуг. Гости в расшитых халатах привозили из тайги целебные травы, медвежий жир, ягоды. Все эти дары поддерживали организм и давали надежду на выздоровление при отсутствии антибиотиков и прочих лекарств.

  • Хлеба горбушку и ту пополам

Первые годы в ссылке оказались самыми тяжелыми, но со временем семья приспособилась. Хуже всего приходилось новичкам - тем, кто недавно попал в ссылку. У них не было ничего: ни огородов, ни припасов, ни знаний, где раздобыть пропитание. Однажды на лесоповале, когда бригада ссыльных расположилась на обед, Иосиф среди спецпоселенцев увидел человека, написавшего на него донос. Вопреки ожиданиям эта встреча получила библейское продолжение. Когда Иосиф достал кусок хлеба, чтобы перекусить, он поймал на себе голодный и полный отчаянья взгляд. И тогда, преисполнившись сострадания, разломил горбушку хлеба пополам и протянул кусок своему пристыженному недоброжелателю.

  • Сладкие перышки

Снабжение продуктами в глухих поселках, где жили репрессированные, было скудным, денег у людей не водилось. Старшие дочери Патетеевых вспоминали, как выдергивали перышки из подушки и жарили их на сковородке, чтобы притупить чувство голода. Для девочек куриные перышки были настоящим лакомством. Летом дети бегали в тайгу, ели лепестки саранок, жимолость, малину. Детство полное лишений – 40-50-е годы. Не было в достатке одежды и обуви. Младшие ходили зимой в школу в резиновых калошах. В трескучие морозы ноги замерзали так сильно, что хотелось плакать.

  •  Реабилитация

Перенесенные страдания не ожесточили Патетеевых, напротив, еще больше подчеркнули их исключительные душевные качества такие, как честность порядочность, готовность помогать людям. В 50-годы, когда был закрыт прииск в Агниее-Афанасьевске, все его жители переселились в маленькое горное село - Кенаду. Большинство домов в нем построено руками Иосифа. Он много знал и умел. Нужда заставила Иосифа освоить даже лозоходство. Когда требовалось вырыть кому-нибудь колодец, первостроитель брал в руки изогнутый прутик и по его вращению определял расположенную под землей водоносную жилу. Вся жизнь Патитеевых прошла в работе, они вырастили и поставили на ноги шестерых детей. В их доме всегда царили мир и взаимоуважение.

О судьбе Евлампии известно мало. Между сестрой и братом существовала тонкая духовная связь. Шел 1960-й год. Однажды Иосиф, проснувшись после тяжелого сна, дал волю слезам. На расспросы встревоженной жены ответил: «Евлампия умерла, во сне привиделось». В этот же день почтальон принес телеграмму с печальным известием.

В 90-х годах 20 века семья была реабилитирована и получила статус жертв политических репрессий. Но Иосиф не дожил до этого момента, умер он в 1982 году.

 Дарья через всю свою жизнь пронесла веру в Бога, вопреки преследованиям и гонениям. В красном углу ее дома находилась икона Николая Чудотворца с горящей лампадой. Этого святого она почитала особо и умерла в День его памяти.

  • По следам легенды

 Что стало с грузом "Орочанина" - неизвестно до сих пор. Конечно, золото искали. Японцы, белогвардейцы, партизаны, позже ОГПУ. Но нет никаких свидетельств о дальнейшей судьбе ценностей. Из ряда источников известно, что после разграбления канонерки из Новоандреевки неожиданно уехали несколько семей. За бесценок распродали всё имущество и налегке отправились в центральную часть России. Предполагают, что не с пустыми руками.

Отдельные слитки в 70-80 годы находили на огородах местных жителей. Возможно, эти клады намекают на то, что не только на дне Зеи следует искать сокровища. Как знать, к каким неведомым берегам отнесет нас поток истории и какие открытия еще ждут впереди?