В прошлом году я считала провалом результат в 50 баллов, полученный на ЦТ. Теперь я понимаю, что это был приемлемый результат для такого начального уровня и ограниченных сроков. Но в этом году случился просто шок-контент. Но обо всем по порядку.
Знакомство
В конце августа-начале сентября (время, когда приходят готовиться ответственные девочки-хорошистки) ко мне приходит П. Она производит хорошее впечатление на меня, уровень на диагностике оказался средний. Т.е. не сидит сложа руки, но ошибки есть, и определенные темы западают. Пул работы мне понятен, с нуля изучать математику не нужно.
Единственный нюанс, она не определилась пока, сдает ли она математику или ин яз. Окей, говорю, до конца первой четверти можешь ходить на занятия, потом сообщи, что решила.
Первые шаги
Решила, сдает математику. Тем временем приходят результаты первого РТ, набирает 45 баллов. Для осени это неплохой результат, и я знаю, что у прилежных учеников на итоговом ЦТ это может превратиться в 70. А это уже "девятка" в аттестат.
Тем временем П начинает время от времени просить о переносах. Расписание забито, но удается кое-где выкроить час на занятие. Это сокращённый вариант занятия, т.к. обычное длилось час тридцать.
Просится на каникулах прийти дополнительный раз, но вместо этого наоборот одно занятие пропускает. Все ещё отношусь к ней лояльно, т.к. создаётся впечатление, что у нее действительно просто много внеучебных активностей, и при личном общении девушка кажется старательной и в целом милой.
Звоночки
В ноябре, кроме того самого "каникульного" пропуска, случилось ещё два. Качаю головой, мол, тенденция нехорошая. Но отношусь с пониманием, девочка-то ответственная (это было такое стойкое хорошее впечатление). Потом снова заходит речь о том, чтобы прийти на каникулах 3 раза. Приходит один.
Помимо этого, замечаю ОЧЕНЬ сильную невнимательность. В пяти строчках может сделать пять ошибок. Куда спешишь? Времени-то на тесте достаточно. Одна маленькая ошибка аннулирует все задание, а у нее их по нескольку штук в каждом.
Настойчиво просила купить книжечку для отработки дома заданий по темам, так и не купила. Стоила она меньше чем наше занятие, книжный магазин был в 200 метрах от меня...
Иногда помогаю ей подготовиться к контрольным, получает в школе 9, иногда 8. Но спустя месяц задачи на эту же тему решить не может, буквально забывает все подряд.
В январе приходят результаты новых пробников. 32 балла. 32!! Стало хуже чем было! Да, тест был сложнее и интереснее, но чтобы так... Спрашивает расстроенно, почему так?
Забывает сделать домашнее или его часть. Однажды сказала, что не поняла как делать все домашнее целиком. Как выяснилось, она забыла посмотреть на вторую из двух фотографий, где была теория с разбором задач.
Приближаемся к финишу
Забывает делать проверки, забывает менять знак. Не включает голову. Пропускает.
Даю зеркальное домашнее, где дома нужно сделать те же задания, что и на занятии, просто с другими цифрами. Говорю ей об этом, что достаточно просто посмотреть и сделать ровно так же, просто закрепить. В результате одно задание не сделано вообще, в остальных ошибки, иногда по нескольку в одном, иногда принципиальные ошибки. В чем была проблема перелистнуть страничку и сделать по аналогии? Я не знаю.
Акцентирую внимание на том, где у нее буквально каждый раз ошибка. Объясняю, что нужно делать, чтобы не ошибаться - не делает. Говорит, привыкла так. Как научить человека делать правильно, если он хочет делать неправильно?
Третий пробник. Говорит, что перепутала даты разных пробников и не успела повторить формулы, поэтому результат даже не хочет мне озвучивать. Я в шоке - к весне 90% формул уже не нужно повторять, они должны быть зацементированы в голове.
На каникулах просит перенести занятие. Потом ещё раз. И ещё раз. После третьего раза я отказываю ей вообще в этом занятии. Жалобно пишет: "ну я же просто не могу!"
54 на повторе пробника. Такой результат всегда выше, т.к. ты буквально видишь задания во второй раз. С ужасом жду мая.
Финал
В мае две недели П не было. Потом написала, что завтра придет, и не пришла. Бросать уже было поздно, поэтому оставила ей последнюю консультацию и отпустила. Результат на ЦТ - 41 балл. Вот так. Шестерка в аттестат, при годовой отметке 8 или 9.
Рефлексирую по этому поводу до сих пор. В какой момент нужно было бить тревогу? Нужно ли было устраивать устные зачёты по формулам и выгонять с занятия при несдаче? Пугать баллами? Жаловаться родителям?
Выводы
Единственное, что я теперь точно знаю и буду доносить будущим ученикам, что занятия не имеют смысла, если голова не настроена на "приём информации". И, возможно, сама буду настаивать на смене репетитора, если общая работа не даёт результатов.