Как радуются родители малыша, когда он может назвать все буквы алфавита. Ведь часто главная задача при подготовке к школе, научить читать. И это правильно. Умение читать поможет первокласснику активнее участвовать в учебном процессе во всех отношениях. Но достаточно ли этого для грамотного письма?
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был всесторонне подготовлен к школе, недостаточно выучить с ним буквы, главное, чтобы ребёнок различал звуки!
Что первично: буква или звук?
А что появилось раньше? Конечно звук! Устная речь появилась раньше письменной.
Буква - графическое отображение звука, знак. Когда мы пишем - мы переводим звук в знак, это и будет делать первоклассник, когда будет учиться писать.
Он будет невидимку-звук одевать в "одёжку" - букву.
С чего начинать?
Первоначально надо научить ребёнка различать эти два понятия - буква и звук.
Ребёнку надо понимать и знать:
Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим, читаем и пишем.
Можно слова "Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим, читаем и пишем" сопровождать движениями, обыграть, так ребёнку будет легчи его держать в памяти.
Над знакомством со звуками надо потрудиться до школы, ведь в букварный период изучение звуков нашей речи проходит быстрыми темпами, один урок на звук. Обязательно надо объяснить ребёнку, как образуются ("рождаются") звуки. Необходимо познакомить его с устройством нашего речевого (артикуляционного) аппарата.
А вот теперь поговорим, для чего первокласснику, ну или будущему первокласснику зеркальце на столе.
Зеркальце покажет малышу как устроен его речевой аппарат, как он работает.
Начинать изучение звуков надо с гласных, их всего 6.
Как они образуются, что происходит с речевым аппаратом, что работает?
Главное в образовании гласных звуков наш голос, он свободно выходит на поверхность, не встречая преград, только в связках происходит колебание воздуха. Наши губы помогают немного обличить эти колебания в разные формы. Малыш слушает звук и с помощью зеркальца смотрит, как он образуется с помощью положения губ.
Иногда учителя в период обучения грамоте специально ярко красят губы, чтобы дети по артикуляции узнавали звук. Учитель складывает губы, а ребёнок определяет, какой звук он хочет произнести. Можно и наоборот, ребёнок показывает, а взрослый угадывает. Так ребёнок учится познавать свой речевой аппарат.