В современном обществе уже достаточно давно прижилось словосочетание «чёрная пятница» или Black Friday. Практически каждый из нас знает, что речь идёт о недельных распродажах всевозможных товаров массового потребления. Распродажи охватывают все направления торговли и товаров: от еды, футболок и столовых приборов до высокотехнологичной техники и даже недвижимости.
Традиционно «черная пятница» начинается в последнюю пятницу ноября и растягивается на несколько недель. По американским традициям, массовый сейлз начинается сразу после Дня Благодарения, который отмечается в последний четверг ноября. Получается, что именно с пятницы начинаются предрождественские распродажи и скидки. Но мало, кто задумывался об истоках этого события, почему это «пятница» и почему она «чёрная»?
У этого понятия есть своя история, и она не всегда была связана с приятными бонусами в виде скидок. Более того, ранее чёрными днями называли глобальные происшествия в сфере экономики. Одним из таких событий стала пятница 24 сентября 1869 года, когда случилось падение курса золота на Нью-Йоркской фондовой бирже более чем на 30%, в связи с чем большинство бизнесменов обанкротились. Но обо всём по порядку.
Небольшой экскурс в историю, чтобы разобраться, что же произошло в тот роковой день и какими были их последствия. Случившаяся паника на фондовой бирже стала результатом спланированной акции, которая сильно сказалась на всей экономике Америки. А всё началось задолго до этого. Ключевыми фигурантами той Чёрной пятницы стали американцы Джейсон Гулд и Джеймс Фиск, первый из которых сыграл ключевую роль в сговоре.
Джейсон Гулд был молодым и амбициозным бизнесменом, который владел несколькими железнодорожными ветками в Америке: Rensselaer & Saratoga, Rutland & Washington, Erie Railroad. Имея в портфеле такой значительный капитал, Гулд достаточно быстро освоился на Уолл-стрит и поставил себе цель - скупить большую часть акций всех железных дорог страны.
В своем начинании ему сопутствовала удача, у него ловко получалось играть на котировках акций, к тому же в тот момент времени отсутствовали ограничения на использование инсайдерской информации, что в значительной мере помогло Джейсону в достижении своей цели. Но средств всё равно не хватало, чтобы завладеть большей частью акций железнодорожной отрасли и в этот момент появляется другой фигурант этого дела – финансист Дэниел Дрю.
Объединив свои усилия, партнеры стали скупать все железные дороги, чтобы полностью подчинить себе отрасль. В 1869 году им удалось путем найма гангстеров, взяток должностным лицам и подкупа суда, заполучить контрольный пакет акций ещё одной железной дороги Albany & Susquehanna.
На волне успеха и радости Гулд подделывал отчеты о прибыли своих компаний и делал упор на выпуск, продажу акций, к моменту раскрытия аферы он успел продать ценных бумаг на сумму более 5 млн. долларов. После разбирательств и судебных тяжб партнерам было присуждено выплатить 7,5 млн. долларов в пользу потерпевших. Но благодаря взятке бизнесмены ушли от этого наказания.
Гулд и Фикс не остановились на достигнутом и продолжили свои махинации. В конце лета 1869 года партнёры разработали новый стратегический план, который предполагал закупку большого количества золота (на тот момент международной валюты), что должно было спровоцировать скорый рост цен на зерно. В итоге, это должно было привести и к резкому росту спроса на услуги транспортировки.
Этот план был негласно поддержан ближним кругом президента США. В первый день после реализации плана стоимость золотого металла на фондовой бирже выросла на 40%. Когда президент Америки Улисс Симпсоа Грант взял ситуацию под личный контроль, стоимость золота взлетела уже на 65%, и чтобы как-то урегулировать сложившуюся ситуацию, казначейство выставило на Нью-Йоркскую биржу большое количество золота – это случилось в злополучную черную пятницу 24 сентября 1869 года. На рынке началась всеобщая история: котировки падали с неимоверной скоростью, а трейдеры для погашения долгов в оперативном порядке скидывали акции.
К удивлению, предприимчивым и смелым бизнесменам, Джейсон Гулду и Джеймс Фиску удалось избежать банкротства и «выйти сухими из воды», с прибылью 3 млн. долларов. После ухода с Уолл-стрит пути партнеров разошлись.
Гулд продолжил скупать железные дороги и к 1890 году стал монополистом в этой отрасли, а Фикс приобрел оперный театр и сконцентрировался на развитии культурной жизни. Главным последствием чёрной пятницы 1869 года стал крах акций железнодорожный компаний, которые упали в цене и стали второсортным инструментом на долгие годы.
Вместе с этим многие брокерские компании потеряли к себе доверие, в связи с чем были вынуждены уйти с фондового рынка. Как итог, огромное количество людей обанкротилось и потеряло работу.