С 7 по 8 июля 2024 года наши пилоты совершили исторический подвиг. Они первыми в мире добрались до Северного полюса, на двухместном паралёте (мотопараплане) от 86 градуса северной широты.
Это событие стало знаковым не только для России, но и для всего мирового сообщества, демонстрируя возможности современных технологий и человеческую стойкость в непростых высокоширотных условиях Арктики.
Подготовка к старту. От планов к реалиям
7 июля 2024 года, Клуб полярных путешественников и Международный центр путешествий, которым руководит – Фёдор Конюхов, начали активную фазу подготовки к историческому полёту.
Сначала нашли подходящую льдину с площадью и толщиной, достаточными для безопасного старта паралёта.
Ледокол «50 лет Победы», доставил на неё исследовательскую команду. Издалека длина льдины казалась значительно больше, чем при детальном осмотре. Но всё равно длина – 150 метров, полностью подходила для взлётной полосы.
Технические детали
Льдину тщательно проверили на прочность и выгрузили оборудование. Мотопараплан заправили – 150 литрами, 95-го бензина. Такого количество топливо должно было хватить на 10 часов полёта.
Баки параплана были рассчитаны на 190 литров. Но так как оборудование, топливо и вес пилотов составлял около пятисот килограмм, было решено залить меньше бензина, чтобы уменьшить критическую нагрузку.
Взлёт – начало приключения
Перед полётом пилот – Игорь Потапкин провёл тестовые заезды по импровизированной взлётной полосе. Чтобы успешно взлететь, нужно было проверить ровность льда.
Несколько человек удерживали крыло, площадью 42 м², и помогали сдвинуть паралёт с места, создавая условия для быстрого старта против ветра.
Сильный ветер – постоянный спутник Арктики, значительно усложнял задачу. Ветер на старте составлял 6-8 м/с, что было допустимым для взлёта. После проверки всех систем и обеспечения безопасности команда дала – «зелёный свет». Паралёт успешно стартовал с поверхности льдины, направляясь к заветной цели — Северному полюсу.
В небе над Полюсом
Паралёт поднялся в небо над ледоколом – «50 лет Победы». Это было завораживающие зрелище. Туристы, находившиеся на ледоколе наблюдали, как мотопараплан по спирали набирает высоту. Это зрелище особенно понравилось детям, смотревшим с восхищением на летящий аппарат, словно он был кораблём из фантастического фильма.
Игорь и Фёдор во время полёта постоянно докладывали на Землю о том, как работают двигатели и приборы. Команда, контролирующая полёт обменивалась с ними радиосигналами и визуально следила за парапланом.
Спустя пять минут, сделав последний круг над ледоколом, паралёт пропал из видимости. На высоте 150 метров, он вошёл в облачность. Низкие облака не благоприятны для полётов. Перед тем, как стартовать, было решено запустить дрон.
Он поднялся на 500 метров от Земли и прозондировал состояние атмосферы. На камере беспилотника было видно, что на высоте свыше трёхсот метров – чистое небо и яркое солнце. Эта информация помогла принять решение на полёт. С теплохода, визуального оценить толщину облаков было невозможно.
Полёт в высотах – координация и контроль
После завершения первого этапа подъёма началась напряжённая работа всех задействованных участников. В небе пилоты особое внимание обращали на управлении паралётом и мониторинге систем. Штаб экспедиции на борту ледокола вёл активную координацию действий и контроль параметров полёта.
В Московском штабе, директор по развитию Международного центра путешествий Фёдора Конюхова – Станислав Бычков, получал и обрабатывал данные полёта. Они передавались со спутниковых трекеров – Iridium RockStar, каждые три, пять и десять минут на протяжении всего полёта.
В данные входило – высота, координаты, скорость, температура, заряд батареи и пройденное расстояние. Из Москвы отчёты передавали на ледокол.
Прогнозы и противостояние циклону
Надёжную информацию о погоде поставлял Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), благодаря чему Московский Штаб оперативно реагировал на любые изменения погоды.
Помогали дополнительными комментариями по прогнозу погоды – профессиональные пилоты из Клуба спорта сверхлёгкой авиации – «Игра гравитации», которым руководит Виталий Решетняк.
Ситуацию усложнял мощный циклон. Он шёл за ледоколом от острова Рудольфа. Град, сильный ветер, густые туманы и низкая облачность представляли серьёзную угрозу полёту. Но команда достойно справилась с вызовами стихии, продемонстрировав высокий уровень координации и стратегического планирования.
Было найдено короткое погодное окно, в котором прошёл полет и успел завершиться до сильного циклона.
Путь к Северному Полюсу
Приближаясь к полюсу, паралёт попал в более благоприятные условия. Высота полёта стабилизировалась, и пилоты ощутили долгожданное облегчение от усиливающегося солнечного света. В этих условиях стало возможным не только продолжать путь, но и наслаждаться величественными видами беспредельного ледового океана, расстилавшегося под ними.
Совместные усилия всех участников операции дали свои плоды: оборудование работало в штатном режиме, а пилоты уверенно держали курс на Северный полюс. Каждый километр приближал их к вековой мечте исследователей и авиаторов.
Наступило долгожданное мгновение – паралёт пересёк точку географического Северного полюса. Это был не просто полёт, но и символ преодоления бескрайних просторов и достижений, воплощающих человеческую смелость, стойкость и непреклонность.
Заключение
Впервые в истории российского и мирового авиатранспорта был успешно совершён перелёт на двухместном паралёте в условиях высокоширотной Арктики. Этот выдающийся подвиг стал сигналом к новым достижениям и свидетельством того, что человеческая воля и современные технологии способны преодолеть даже самые суровые преграды.
А 73-летний Фёдор Филиппович Конюхов, добавил очередной рекорд к своей внушительной коллекции легендарных мировых достижений.
«Каждый путешественник знает, что мы скучаем по местам, где никогда не были, даже больше, чем по тем, где были» – Джудит Турман