Министр экономики Армении Геворк Папоян обсудил с госминистром внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмедом Аль Зайуди вопросы, связанные с созданием "сухого порта" в Ширакской области и предложил обсудить возможности сотрудничества в этом направлении. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономики, передает Sputnik Армения.
Встреча с Аль Зайуди состоялась в ходе визита Папояна в Россию. На ней присутствовали также замминистра экономики Армении Нарек Терян и замминистра промышленности и передовых технологий ОАЭ Омар Сувайна Аль Сувейди.
"Стороны обсудили перспективы сотрудничества в сельском хозяйстве, стимулирование экспорта, вопросы стандартизации качества, коснулись программ, в которых ОАЭ может выступить соинвестором", - говорится в сообщении.
Министр также коснулся предложенной правительством Армении инициативы "Перекресток мира".
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ВЫЗВАЛО ЛИ У ЭМИРАТСКОЙ СТОРОНЫ РЕАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС такое предложение, сказать сложно. Как говорят в таких случаях, время покажет. Между тем то, что уже показало время относительно перспектив создания в Гюмри «сухого порта», мягко говоря, оптимизма не вызывает.
Напомним, презентовал этот проект еще в начале года бывший министр экономики Армении, а инвестиционный комитет РА дал свое добро на его (проекта) реализацию. Тогда, представляя инициативу, министр Ваан Керобян отметил, что в результате создания «сухого порта» в Гюмри будут открыты тысячи рабочих мест, а также будет создан транспортный узел, который свяжет воздушный, наземный, железнодорожный транспорты с близлежащими портами и крупным транспортными маршрутами. По словам министра, проект принесет большой экономический эффект для всей Армении.
А еще министр сообщил, что правительство инвестирует в проект 37 млн долларов, будут привлечены и крупные иностранные инвесторы, которые должны стать операторами «сухого порта» и вложить в проект еще больше средств. Наконец, министр подчеркнул, что гюмрийский сухой порт будет интегрирован в проект правительства «Перекресток мира».
Судя по тому, что нынешний министр тоже решил продвигать идею сухого порта, правительство Армении настроено к этому проекту все-таки весьма серьезно. Правда, речь идет о проекте, курьезном по своей сути. И вот почему.
Дело в том, что «сухой порт», это – логистический объект, перевалочный пункт для мультимодальных грузоперевозок. Курьезность же ситуации в том, что создается транспортный хаб в стране, находящейся в транспортной блокаде. Это просто нонсенс.
Конечно, здесь стоит обратить внимание на период зарождения идеи «сухого порта». Было это тогда, когда правительство постоянно говорило о перспективах открытия армяно-турецкой границы, регулярно рассказывало о том, какие экономические дивиденды сулит Армении восстановление транспортных коммуникаций с Турцией, насколько это увеличит ВВП РА и обеспечит колоссальный экономический рост.
Между тем еще несколько месяцев назад армянская сторона возвестила о том, что КПП на границе с Турцией привела в порядок и все готово к его эксплуатации. Турецкая же сторона просто проигнорировала этот факт. Более того, на начало июля была запланирована очередная встреча спецпредставителей Еревана и Анкары, на которой, очевидно, должен был обсуждаться вопрос открытия границы. Заметим, пройти встреча должна была на КПП «Маргара». Но турецкая сторона в последний момент ее (встречу) отменила.
КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, НО СЕГОДНЯ НЕТ ДАЖЕ МАЛЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ТУРЦИЯ намерена отказаться от транспортной блокады Армении. Наоборот, есть очевидные признаки того, что эту блокаду Анкара решила усугубить.
На днях стало известно о том, что 9 июля авиационные власти Турции запретили пролет через свое воздушное пространство направлявшемуся в Армению грузовому самолету Boeing 777F эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines. Об этом сообщил Hetq. По данным издания, самолет вылетел из бельгийского Льежа и, пролетев через воздушное пространство ряда европейских стран, должен был войти в воздушное пространство Турции из Болгарии. Однако, не получив разрешения турецкой стороны, самолет, совершив промежуточную посадку в Вене, вернулся в Льеж. Комитет гражданской авиации сообщил изданию, что эфиопский грузоперевозчик имел все необходимые разрешения, однако Анкара в последний момент запретила пролет через свое воздушное пространство.
Директор грузоперевозчика Hayways Овсанна Степанян рассказала Hetq, что груз самолета составляли потребительские товары, заказанные посредством онлайн-торговли покупателями из Армении и Грузии. После доставки груза в Ереван его часть, предназначенная для грузинских покупателей, должна была быть отправлена в Тбилиси самолетом компании Hayways.
Как отмечается в публикации Hetq, с июля 2020 года по март 2022 года турецкое небо было закрыто для транзитных полетов правительственного борта Армении. Аналогичный запрет был введен и в мае 2023 года после открытия в Ереване памятника участникам операции «Немезис». В 2022-23 годах Анкара запрещала пролет через свое воздушное пространство самолетов с иностранной регистрацией, арендованных армянскими авиакомпаниями.
На этом фоне усиления транспортной блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана, армянское правительство продвигает среди потенциальных инвесторов идею создания в Гюмри транспортного хаба. Идею, в принципе обреченную. Как можно создавать на практически изолированной от внешнего мира территории мультимодальный транспортный узел, призванный обслуживать международные грузоперевозки?
Подписывайтесь на наш канал!