51,7K подписчиков

10 советских фантастических фильмов, которые можно не смотреть…

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.

Внимание: это мнение киноведа Александра Федорова не претендует на истину в последней инстанции...

Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин. Актеры: Владимир Ивашов, Эммануил Виторган, Юрий Гусев, Тимофей Спивак, Валентина Титова и др. 5,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Марк Ковалев поставил только четыре полнометражных игровых фильма. «Звездный инспектор» – его единственная работа фантастического жанра.

На счету художника и режиссера Владимира Полина только одна полнометражная игровая картина – «Звездный инспектор».

Не блещущая особым профессионализмом фантастическая лента «Звездный инспектор» рассказывает о космических полетах и бунте искусственного мозга…

Советская кинопресса отнеслась к «Звездному инспектору» весьма негативно.

Кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997), например, писал, что в «Звездном инспекторе» космический экипаж поражает «прежде всего, безликостью и отсутствием хотя бы примитивных психологических мотиваций своих действий» (Ревич, 1985: 67).

Мнения нынешних зрителей о «Звездном инспекторе» находятся в широком диапазоне от «за» до «против»:

«Может, с техническими средствами фильм чуть и подкачал, но идея превосходна – электронный мозг Тубос, который подчиняет себе все и вся… Плюс гениальные актеры, фильм очень хороший, мне понравился» (И. Магницкий).

«Увы, "Звездный инспектор" и "Петля Ориона" – это худшие научно-фантастические фильмы о космосе, снятые в СССР. Даже снятый в незапамятные времена на студии научно-популярных фильмов "Я был спутником Солнца" сделан на порядок профессиональнее этих двух поделок» (Первокурсник).

«Сказать, что фильм отстойный – ничего не сказать. … Если не углубляться в сюжет, а говорить об изобразительных средствах фильма, то он – яркое воплощение гламура, эстетизма. Интерьеры, грим актеров – сплошной гламур, а уж их костюмы – это не рабочая одежда космонавтов (инженеров, технарей, трудяг) а какие-то дизайнерские изыски high fashion. Характерная деталь: ни на одном костюме героев фильма нет карманов! А куда класть инструменты, ключи, запчасти, документы и т.п.? Все в руках носить? Но актеры изображают не космонавтов (трудяг, инженеров и так далее), они демонстрируют эстетические пристрастия создателей фильма, их гламурные вкусы» (Стойбат).

«А я скажу просто – не фильм, а скука зеленая, и вовсе не потому, что он уступает по бюджету «Звездным войнам» (Знаток).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-2

Лунная радуга. СССР, 1983. Режиссер. Андрей Ермаш. Сценаристы Валентин Ежов, Андрей Ермаш (по одноименному роману С. Павлова). Актеры: Владимир Гостюхин, Игорь Старыгин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Владимир Кенигсон, Георгий Тараторкин, Гражина Байкштите, Наталья Сайко, Александр Пороховщиков, Гедиминас Гирдвайнис, Борис Иванов, Леонид Неведомский и др. 10,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Кинокарьера сына занимавшего с 1972 по 1986 год пост председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша (1923-2002) режиссера Андрея Ермаша по понятным причинам поначалу шла по нарастающей. После дебютной короткометражки «Возвращение доктора» Андрей Ермаш поставил два полнометражных фантастических фильма – «Лунная радуга» и «Конец вечности». Но 26 декабря 1986 года Филипп Тимофеевич Ермаш покинул свой высокий пост, успев перед этим запустить съемочный процесс «Конца вечности», вышедшего в прокат в апреле 1988 года. Сменивший Филиппа Ермаша на посту председателя Госкино СССР Александр Камшалов (1932-2019) был настроен по отношению к его сыну не столь благосклонно, и в итоге «Конец вечности» стал концом кинематографического пути Андрея Филипповича, которому в ту пору было всего тридцать лет…

В фантастическом фильме «Лунная радуга» рассказывается о том, как на планетоид Оберон произошла катастрофа, в результате которой выжило только четверо из тринадцати космодесантников. Но выжившие астронавты обрели при этом феноменальные свойства…

Премьера «Лунной радуги» состоялась в декабре 1983, когда Филипп Тимофеевич Ермаш возглавлял Госкино. Так что не приходится удивляться, что в том же декабре сразу два массовых киножурнала откликнулись на нее положительными рецензиями.

«Советский экран» воспользовался «тяжелой артиллерией» позитива – известный писатель-фантаст Еремей Парнов (1935-2009) старательно пересказав сюжет «Лунной радуги», пришел к выводу, что она привлекает внимание «образным языком искусства» (Парнов, 1983: 6).

Журналист Борис Кокоревич в «Спутнике кинозрителя» писал о «Лунной радуге» в еще более восторженных тонах, подчеркивая, что «художники, операторы и декораторы фильма сделали все возможное и, наверное, невозможное, чтобы достоверно воссоздать на экране Космос, мир будущего, такой непохожий на наш. Вместе с режиссером-дебютантом Андреем Ермашом космические просторы «осваивали» популярные актеры» (Кокоревич, 1983: 3).

Толстый журнал «Искусство кино», призвав в рецензенты журналиста Александра Аронова (1934-2001), был более сдержан, но также позитивно оценил «Лунную радугу»: «В фильме явственно нравственное напряжение, стремление к определенной этической цели. И фантастическая форма не кажется здесь сидящей как влитая: она в каком-то смысле тоже полигон для апробации и утверждения идеи. И в этом заманчивом, но и сложном для создания достоверности жанре авторы прорываются к серьезным «болевым точкам» нашего мироощущения. … Надо сказать, что линия космической безопасности намечена здесь лаконично, но достаточно выразительно, причем для этого как бы мобилизованы или учтены некоторые «следы» в зрительской памяти, связанные с актерами, играющими в фильме главные роли. Так, руководит практическим расследованием загадочного феномена космодесантников некто Гэлбрайт. Если мы увидим в нем этакого бравого и энергичного суперсыщика, обычно распутывающего самый безнадежный клубок, никто, по-видимому, возражать не будет — почему иначе на эту роль приглашен именно Василий Ливанов, непревзойденный отечественный Шерлок Холме? Рядом с ним молчаливый, с иголочки одетый, полный лирического обаяния, но неизменно внимательный и чуть-чуть педантичный Никольский. Юрий Соломин, мгновенно отсылая нас к «адъютанту его превосходительства», скупо, но выразительно дает понять, что его герою равно доступны такие сферы, как разведка и контрразведка. Ну и Владимир Кенигсон четок в роли несколько суматошного, ворчливого ученого Рогова, с которым иметь дело порой утомительно, но необходимо – в роли эксперта он, увы, незаменим. … Надо сказать, энергичная деятельность «комиссии по расследованию» показана несколько отчужденно, со стороны. Мы, зрители, вместе с авторами сочувствуем, пожалуй, не контрразведчикам будущего, а скорее самим космодесантникам» (Аронов, 1984: 33, 30).

Разумеется, после того, как Филипп Ермаш ушел с поста председателя Госкино по отношению к «Лунной радуге» стало возможным высказывать любые критические замечания.

К примеру, уже в XXI веке кинокритик Андрей Вяткин писал, что у Андрея Ермаша вместо фантастического фильма получилось «нечто невразумительное… Хорошие актеры и лучшие мастера комбинированных съемок "Мосфильма" тщетно пытались спасти беспомощную режиссуру — все впустую» (Вяткин, 2003).

Негативное мнение Андрея Вяткина о «Лунной радуге» поддерживают сегодня многие зрители:

«Фильм – редкостное... Ничто... Абсолютная пустышка. При тех обширных возможностях, которые предлагает роман (тут можно было сделать и детектив, и триллер, и психологическую драму, и добротный экшн, не говоря уже о собственно фантастике), режиссеру удалось создать пластиковую кашу из глубокомысленных взглядов, душещипательных, отстраненных от общего видеоряда монологов и диалогов и примитивных игр светофильтрами (или засвечиванием отснятой пленки, уж не знаю наверняка). … Ну, не получилось нагнать таинственности, так можно было б хоть на "крутизне" космодесантников и ребят из спецслужб выехать. … В фильме Старыгин (не имеющий слишком спортивного вида) погулял по бассейну с пенкой, люди в скафандрах походили по затемненному павильону, а там потом "дорисовали" вспышек и радиопомех - фантастика за гранью разума!» (Юлия).

«Слабая картина. А ещё помню, как в телеанонсах, очевидно, заманивая зрителей, показывали исключительно проход Поллиннга через полосу препятствий. Мы ожидали, что там будет... Но, увы! И даже проход Нортона по меркурианскому плато – слабоват» (Слава).

Но есть, конечно, и зрители, относящиеся к «Лунной радуге» более доброжелательно:

«Это кино не для всех, на любителя. Авторы не хотели делать голливудский блокбастер, это научная фантастика… Сюжет почти психоделический, можно сказать, его даже совсем почти нет. Динамика отсутствует, но фильм очень красочный, особенно для того времени. Ощущается очень хороший эстетический вкус у режиссера, все цвета очень гармоничны, я просто влюбился в этот фильм. Шикарная музыка и все звуковое оформление. Особенно вокализ во второй половине фильма! Даже сейчас фильм смотрится современно» (Г. Азаров).

«Очень люблю этот фильм. На мой взгляд, самый красивый и гармонично сделанный из всей советской кинофантастики. Очень атмосферный и стильный, может, в какой-то степени артхаусный. Смотрел много раз по телевизору, начиная с 80-х, и сейчас с удовольствием регулярно пересматриваю в интернете, также купил DVD для коллекции. … В фильме создана великолепная фантастическая атмосфера, завораживающая и глубокая. На мой взгляд, именно таким должен быть настоящий научно-фантастический фильм. Вдумчивым, таинственным, без лишней суеты и банальностей. … Очень стильный антураж, всё очень красиво сделано, и ничего лишнего. Каждый кадр, каждый актёр, даже эпизодический, каждая сцена, каждый костюм насыщен смыслом и притягивает взгляд. Даже по сегодняшним временам смотрится всё очень солидно. … У фильма замечательный гуманистический посыл, несмотря на все серьёзные проблемы и ситуации повествования, фильм заканчивается позитивно и обнадёживающе. Герои принимают решение вернуться к работе и свои необычайные способности использовать на благо людей» (Артволт).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-3

Конец вечности. СССР, 1988. Режиссер Андрей Ермаш. Сценаристы Андрей Ермаш, Будимир Метальников (по мотивам одноименного романа А. Азимова). Актеры: Олег Вавилов, Вера Сотникова, Георгий Жжёнов, Сергей Юрский, Гедиминас Гирдвайнис, Борис Иванов, Борис Клюев и др. 4,0 млн. зрителей за первый год проката.

В центе сюжета фильма «Конец вечности» была излюбленная фантастами проблема путешествий по времени…

Премьера этой фантастической ленты состоялась в апреле 1988 года. И если о «Лунной радуге» сразу же написали положительные рецензии все три ведущих советских киножурнала – «Советский экран», «Спутник кинозрителя» и «Искусство кино», то по поводу выхода на экраны «Конца вечности» все эти три издания многозначительно промолчали. И понятно почему – к началу проката этого фильма Филипп Ермаш не был председателем Госкино уже больше года…

Мнения зрителей XXI века о «Конце вечности» существенно различаются:

«Конец вечности» очень хороший и очень интересный тонко-психологический фильм научно-фантастического жанра. В фильме правильно критикуется демонизм тех, кто пытается с помощью машины времени и с помощью управлением времени контролировать и управлять жизнью человечества во время существования человечества во всех будущих веках» (А. Марков).

«Слова Нойс (в романе Айзека Азимова «Конец Вечности») о пагубности системы, при которой люди могут выбирать своё будущее, в фильме Андрея Ермаша были заменены на слова о пагубности выбора будущего всех людей лишь кучкой из них. … Что сейчас и происходит, когда кучка людей решает, какой стране можно иметь ядерные технологии» (Флом).

«Фильм очень неоднозначный. Во-первых, в отличие от жутко затянутой «Лунной радуги», «Конец вечности» получился достаточно динамичным и весьма интересным. Если «Лунная радуга» – всего лишь попытка снять фантастическое кино, причём неудачная, … то «Конец вечности» уже именно фильм. Вавилов сыграл Харлана очень убедительно. Азимов был бы доволен, уверен, таким воплощением своего героя. Сотникова… пустоватая, но в её образ в этом фильме и не было изначально заложено особой интеллектуальности. … Что очень мешает – это не просто подражание Тарковскому, а "цитаты" из его картины "Сталкер". Сцена в XX веке снималась в района заброшенной электростанции на реке Ягала, в Эстонии. Причём то место, откуда выходит Харлан, чтобы уничтожить Вечность, и то место, где делают привал герои "Сталкера" – это одно и то же место, если посмотреть соответствующие отрезки обоих фильмов, то всё совпадает, даже обломанная плитка. Непонятно, зачем это было нужно Ермашу: во-первых, совершенно не в стиле фильма, во-вторых, в романе герои попадают в потрясающе красивое место в скалах, и никаких отходов целлюлозо-бумажного комбината (который находится рядом с заброшенной электростанцией на реке Ягала) там по воде не плавает. Скорее всего, имела место банальная попытка выпендриться, а, может быть, и зависть к мэтру отечественного кино – Андрею Тарковскому. Так или иначе, если убрать эту сцену в конце фильма, то он производит замечательное впечатление» (Никитос).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-4

Инопланетянка. СССР, 1984. Режиссер Яков Сегель. Сценаристы Иосиф Ольшанский, Яков Сегель. Актеры: Лилиана Алешникова, Владимир Носик, Людмила Шагалова, Виктор Шульгин, Андрей Юренев и др. 5,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Яков Сегель (1923–1995) поставил 14 фильмов, два из которых («Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби!») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В этой фантастической комедии инопланетянка влюбляется в земного человека…

Яков Сегель начинал с вполне реалистических фильмов, но во второй половине 1960-х неожиданно для поклонников «Дома, в котором я живу» и «Прощайте, голуби» снял сначала трагикомическую притчу «Серая болезнь» (1966), а затем фантастическую комедию «Разбудите Мухина!» (1968). Оба эти фильма получили небольшой тираж и прошли по экранам без особого успеха, и к фантастическому жанру Яков Сегель вернулся лишь спустя 15 лет в «Инопланетянке». Ведущие советские киноиздания («Советский экран», «Искусство кино», «Спутник кинозрителя») предпочли не заметить эту ленту. Да и у массовой аудитории эта картина не вызвала интереса. Быть может, потому, что взрослым она показалась слишком «детской», а детям – слишком «взрослой».

У зрителей XXI века «Инопланетянка» вызывает полярные мнения:

«Я смотрел фильм "Инопланетянка". Хороший фильм и тонко психологический в плане любви людей из двух разных планет и в плане познания друг друга людей из двух разных планет» (А. Марков).

«На редкость неинтересно. В топку!» (Саздинец).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-5

Действуй, Маня! СССР, 1991. Режиссер Роман Ершов. Сценаристы Игорь Винниченко, Роман Ершов. Актеры: Сергей Бехтерев, Юлия Меньшова, Евгений Весник, Александр Сластин, Леонард Варфоломеев, Георгий Милляр, Роман Филиппов, Виктор Бычков, Евгений Моргунов, Анатолий Азо, Станислав Садальский, Семён Фурман, Владимир Князев, Владимир Басов (мл.), Сергей Селин и др.

Режиссер Роман Ершовпоставил всего три полнометражных игровых фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только детектив «Чужие здесь не ходят».

Фантастические комедии (как и ленты некомедийного жанра) о Франкенштейнах ХХ века поставлены на поток, как в Америке, так и в Европе. Человекообразный робот, сражающийся с преступниками, мстящий своим создателям-людям, влюбляющийся и демонстрирующий бесчисленные чудеса (скорострельность, титаническая сила, способность читать мысли на расстоянии, гипноз и т.д.) – один из бродячих штампов фантастического жанра.

Режиссер Роман Ершов, похоже, решил пополнить фильмотеку развлекательных фильмов об искусственном интеллекте. На сей раз героиней его фильма «Действуй, Маня!» стала выращенная лабораторным путем женщина, запрограммированная на борьбу с мафией и иными преступниками.

Действие ленты происходит в СССР начала 1990-х, изнывающего от рэкета, мошенников всех мастей и прочего сброда. Все отечественные невзгоды представлены в картине в свойственной комедии гротескной форме. В сюжете предусмотрено немало погонь, драк, перестрелок, взрывов и иных атрибутов "экшн". Однако все это выглядит на экране неуклюже-тяжеловесно. Складывается впечатление, что режиссер фильма считает, что использование примелькавшихся клише фантастических фильмов в концентрированных дозах уже само по себе дает пародийный эффект. На самом деле для пародии надобен еще и талант…

Кинопресса отнеслась к этому фильму Романа Ершова весьма прохладно.

К примеру, Владимир Мартынов (1963-2020) писал в «Спутнике кинозрителя», что «нагромождение трюков в картине настолько чрезмерно и порой хаотично… А измена вкусу – факт прискорбнее, чем измена половой солидарности» (Мартынов, 1992: 3).

Мнения сегодняшних зрителей об этой ленте в целом негативны:

«Да уж, трудно назвать более позорный фильм 1990-х годов! Позор!» (Ухмылкин)

«Я хорошо помню начало 1990-х, тем не менее, фильм мне и тогда не понравился абсолютно. Что там смешного? Весь юмор свелся к демонстрации голого и тогда еще пухлого зада героини. Назвать это эротикой сложно, комедией тем более» (Светлана).

«Появилось некое подобие свободы, вот и сметали тогда с полок новомодные видеокассеты со всякой мухобелью. Видимо, такая вот мухобель и послужила толчком к созданию отечественной киноленты... И получилось неряшливо, неинтересно и несмешно. … Ну, и конечно зрителей активно привлекал оголённый зад актрисы. Чем, как не обнажённой пятой точкой разбудить зрительский интерес? Тогда это было на пике моды» (Михаил).

Но есть у этого фильма и свои поклонники:

«Замечательный фильм и очень смешной. Побольше бы таких фильмов» (А. Маматов).

«Это отличный, лёгкий и весёлый фильм! Авторы сценария, съемочная группа, актёры – большие молодцы. Ведь на такой хронометраж они уместили головокружительное количество гэгов!» (Андрей).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-6

Крик дельфина. СССР, 1987. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Николай Черкашин (по собственной повести «Тайна «Архелона»). Актеры: Ивар Калныньш, Донатас Банионис, Армен Джигарханян, Юрий Васильев, Паул Буткевич, Ростислав Янковский и др. 16,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Детективно–фантастический «Крик дельфина» – единственный опыт режиссера в этом жанре, так он известнее зрителями в основном по психологическим драмам. Однако в последние годы жизни Алексея Салтыкова потянуло к остросюжетным историям…

«Крик дельфина» выполнял контрпропагандистские задачи эпохи вновь разгоревшееся в первой половине 1980-х холодной войны: по ходу сюжета на западном корабле–ракетоносце началась опасная эпидемия…

Как и большинство фильмов Алексея Салтыкова 1970–х – 1980–х, «Крик дельфина» был встречена советской кинопрессой в целом негативно.

К примеру, кинокритик Лариса Калгатина в журнале «Советский экран» писала, что, «балансируя между плакатной прямолинейностью и психологическим исследованием, фильм, вероятно, толкует на сегодняшний лад миф об Архелае, верно служившем македонскому царю и им коварно обманутом… Сюжет, сложенный из десятков шаблонов, с изумительной непосредственностью реанимирует расхожие представления о загнивающем обществе, спрямляя проблемы до схемы, до высказываний многоразового пользования. В этом качестве и сам фильм, подобно печальному дельфину, плывет где–то рядом со своей легко читаемой идеей, не проникая в ее суть, а безыскусно комментируя ее и «плохой миной» и «плохой игрой» (Калгатина, 1987: 15).

Похожее мнение высказала и кинокритик Валентина Иванова (1937–2008), утверждая, что «лента скорее лишь претендует на звание детектива – сюжет в ней развивается в замедленном и не очень увлекательном темпе. Что же касается определения «политический», то оно исчерпывается лишь заявленным материалом, не более, то есть благими намерениями авторов. … [фильм] остался на уровне некого социально–фантастического гротеска» (Иванова, 1987: 15).

Возвращаясь к «Крику дельфина» в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов отметил, что «у режиссёра были все возможности добиться – даже с поправкой на вероятностный (по сути, фантастический) характер ситуации – максимального правдоподобия сюжетных перипетий. Что же ему, интересно, помешало? Почему некоторые фрагменты и детали вызывают смутные сомнения в достоверности, а то и вовсе – воспринимаются вставными номерами, почти эйзенштейновскими аттракционами?.. … Алексей Салтыков, чей творческий путь очень ярко начался парой десятилетий ранее, откровенно «не потянул» столь ответственную тему» (Нефедов, 2018).

Сегодняшние зрители тоже отмечают в основном недостатки этого фильма:

«Фильм ставил А. Салтыков – режиссер очень неровный. Таким же является и данный фильм. Часто его публицистичность переходит в плакатность, а отдельные эпизоды и вовсе неправдивы, карикатурны. Капиталисты, военные этого фильма словно шагнули в него с плакатов, рисунков "Крокодила". Рваный монтаж и (на мой взгляд) – неудачная работа оператора, мешают принять эту картину как полностью удавшуюся. Но все же она запоминается, как суровое предостережение человечеству» (А. Гребенкин).

«Фильм, безусловно, провальный – прекрасно помню недоумение всех в кинотеатре» (Ленинградец).

«За подобное "творчество" всех причастных нужно пожизненно дисквалифицировать» (Геннадий Б.).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-7

Очаровательные пришельцы. СССР, 1991. Режиссер Николай Фомин. Сценаристы Варлен Стронгин, Николай Фомин. Актеры: Александр Пятков, Ирина Малышева, Александр Кулямин, Раиса Рязанова, Роман Филиппов, Тимофей Спивак, Александр Белявский, Александр Панкратов-Чёрный, Ирина Феофанова и др.

Режиссер Николай Фомин поставил три полнометражных игровых фильма. Последний из его фильмов вышел на экран в 2008 году.

В «Очаровательных пришельцах» Николай Фомин решил порадовать зрителей фантастической комедий, пригласив на съемки известных артистов. Намерение похвальное. Что и говорить, комедий у нас мало. Фантастических – тем паче. Да и завязка сюжета довольно забавна: инопланетянка в летнем доме отдыха! Но результат... Бесспорно, я не в силах объяснить читателям, не видевшим (к счастью) эту ленту, почему она не смешна. Юмор – вещь тонкая. Сто человек в зале будет зевать от досады, а двое-трое – животики надорвут от хохота. Так что, если хотите, поверьте на слово: фильм Н. Фомина тяжеловесен, старомоден и, на мой взгляд, просто бездарен. Мелодии, звучащие в этой ленте, до скрежета зубовного напоминают "соцреалистические" напевы 1970-х. Сатирические уколы в адрес ворующего начальства тоже не делают "Пришельцев" привлекательнее. А что касается фантастики, то по сравнению с "Пришельцами" детский телесериал о приключениях Электроника кажется недосягаемой вершиной по части спецэффектов...

Сегодняшних зрителей «Очаровательные пришельцы» тоже в общем-то не радуют:

«Тупейший, наглый и демонстративный трэшак на тему о пришельцах. Хрустальная пепельница в роли «летающей тарелки», явление пришелицы с целлофановым мешком на голове в каком-то сарае (подвале? заброшенной церкви?) с фальшфейерами, «снежный человек», в поисках малины и яблок летающий на парашютных лямках (автокраном возили в кадре?) и прочие спецэффекты, не имеющие мировых аналогов. Халяв-сценарий «ващениачём», … и все актёры откровенно валяют дурака в кадре» (Голос разума).

«Фильм, как говорится, на троечку! Можно один раз посмотреть, если больше нечего другого нет! Но большого восторга сие творение не вызывает!» (Алекс).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-8

Петля Ориона. СССР, 1981. Режиссер Василий Левин. Сценаристы Алексей Леонов, Валентин Селиванов. Актеры: Леонид Бакштаев, Геннадий Шкуратов, Виталий Дорошенко, Анатолий Матешко, Людмила Смородина, Анатолий Азо, Андрей Градов, Гиви Тохадзе, Лия Элиава, Елена Тонунц, Юрий Меншагин, Борис Руднев, Алексей Леонов, Виталий Севастьянов и др. 9,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Левин (1923—1998) поставил десять полнометражных игровых фильмов, два из которых («Повесть о первой любви» и «Дочь Стратиона») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но главной и самой популярной работой Василия Левина стал телефильм «Капитан Немо» с Владиславом Дворжецким.

Фантастический фильм «Петля Ориона» рассказывает об очередной космической экспедиции, в ходе которой астронавты узнают, что Земле грозит смертельная опасность…

Советская кинопресса отнеслась к «Петле Ориона» весьма критически. К примеру, кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997) спрашивал на страницах журнала «Искусство кино»: «Какая метафора скрыта за неземными персонажами «Петли Ориона»? Похоже, никакая, как и за роботами. Хотели изобразить космических друзей, а получились несмышленыши, которым не под силу сообразить, что земляне будут биться лбами об их энергетические стены, пока не разгадают секрет. Можно было бы увидеть в фильме другое намерение — показать героизм земных космонавтов. Но, во-первых, как я уже говорил, подвиг должен быть осмысленным и необходимым, а во-вторых, люди ведут себя столь же нелепо, как и их собратья по разуму. Один из членов экипажа зачем-то скрывает от товарищей важнейшую информацию, другой упрямо и необъяснимо решает объявить пришельцам личную войну — он им верить не хочет, не хочет, и все. К тому же экипаж звездолета вполне сходен с двойниками-киберами, никаких ярких, индивидуальных черт нет ни у тех, ни у других. Но если нет личностей, то не за кого и переживать — о чем тогда фильм?» (Ревич, 1985: 66-67).

А киновед Андрей Вяткин, уже, в XXI веке писал о «Петле Ориона» еще жестче: «Из песни слова не выкинешь, хотя вспоминать такие, без преувеличения, позорные фильмы, как "Звездный инспектор" и "Петля Ориона", не очень-то хочется. Их появление можно объяснить только поиском легкого успеха на гребне волны начала 80-х, когда при Союзе Кинематографистов СССР был создан Совет по научно-фантастическому и приключенческому фильму, и стимулирование жанра стало модным, породив скороспелки, как в конце 50-х годов. Ложная многозначительность, прикрывающая все мыслимые, доморощенные и заимствованные штампы, и полное отсутствие логики — мол, фантастика все стерпит» (Вяткин, 2003).

Зрители XXI века относятся к «Петле Ориона» тоже весьма строго:

«Бюджет был такой, что потребовал половину ресурсов Одесской киностудии, а результат удручающий. … Отвратительно плохая визуалистика и никакие характеры космонавтов» (А. Поздеев).

«Сюжет интересен. … Но главное — характеры, образы героев получились слишком уж схематичными» (А. Гребенкин).

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-9

Полтергейст-90. СССР, 1991. Режиссеры Владислав Семернин, Борис Загряжский. Сценарист Владислав Семернин. Актеры: Алексей Баталов, Ремигиюс Сабулис, Инна Пиварс, Наталия Флоренская, Игорь Андрианов, Борис Горбунов и др.

Режиссер, сценарист, продюсер и писатель Владислав Семернин (1946-2010) поставил всего один полнометражный игровой фильм – «Полтергейст-90». До 1994 года он еще работал как сценарист, но затем ушел из кино…

Режиссер Борис Загряжский с 1973 года успешно работал в научно-популярном и документальном кинематографе. «Полтергейст-90» его единственный режиссерский опыт работы в игровом кино.

Фантастический фильм «Полтергейст-90» рассказывает о неком режиссере, который снял фильм о мафии, но это явно кому-то не понравилось… Чтобы понять, кто ему угрожает режиссер вместе с неким ученым пытается понять, в чем дело. В итоге они обнаруживают подпольную лабораторию, откуда идет опасное излучение…

Существует версия, что на самом деле «Полтергейст-90» снял режиссер и писатель Борис Горбунов, однако сценаристу и продюсеру Владиславу Семернину не понравился результат, и он отстранил Б. Горбунова от финального монтажа и сделал (вместе с Б. Загряжским) свой монтажный вариант ленты…

В итоге, на мой взгляд, получилось типичное позднеперестроечное кино, когда снимали быстро и небрежно, а знаменитые актеры соглашались сыграть невзрачные роли…

 Звездный инспектор. СССР, 1980. Режиссеры Марк Ковалев, Владимир Полин. Сценаристы: В. Смирнов, Марк Ковалёв, Борис Травкин.-10

Побег на край света. СССР, 1991. Режиссер Александр Майоров. Сценаристы Владимир Акимов, Александр Майоров. Актеры: Александр Розенбаум, Тенгиз Арчвадзе, Александр Ивашкевич, Екатерина Стриженова и др.

Режиссер Александр Майоров (1942-2017) за свою карьеру поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, включая фильмы фантастического жанра.

На мой взгляд, фантастический фильм «Побег на край света», в котором персонажи путешествуют во времени, не относится к лучшим работам Александра Майорова. Картина получилась аморфной, небрежно снятой и смонтированной, с довольно примитивной актерской игрой…

Киновед Александр Федоров