25,9K подписчиков

Разобраться в китайской грамоте и не прогадать

140 прочитали
Даже профессионалам и аналитикам автомобильного рынка достаточно сложно разобраться во всем многообразии хлынувших в Россию моделей и марок из соседней Китайской Народной Республики.

Даже профессионалам и аналитикам автомобильного рынка достаточно сложно разобраться во всем многообразии хлынувших в Россию моделей и марок из соседней Китайской Народной Республики. Недавно на помощь простому российскому автолюбителю пришли специалисты из РОАД. Это организация объединяет дилерское сообщество страны. Некоторые тезисы, которые они озвучили важны для понимания сложившейся ситуации, поэтому воспользоваться ими не грех.

Но начнем с нашей недавней истории, чтобы лучше понимать сегодняшнее положение на российском рынке. Как многие помнят, и наш канал не один раз акцентировал внимание на этом вопросе, пик развития рынка новых машин в РФ состоялся в 2011-2013 гг. Это были так называемые тучные годы. Тогда в 2012 году было продано чуть менее 3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Благодаря высокому рынку маркетологи автопроизводителей строили очень радужные прогнозы на конец десятилетия, предрекая России в 2020 году первое место по объемам авторынка на Старом континенте и его рост до 3,5-4 млн авто. К этому времени мы должны были «сделать» Германию.

В тоже самое время, если открыть итоговые таблицы Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которое тогда собирало всю статистику по авторынку страны, можно обнаружить, что в РФ присутствовали почти 60 брендов из самых разных стран мира по происхождению. Выбор был широченный, на любой вкус. И сегодня, как рапортует РОАД на российском рынке представлены шесть десятков брендов, но только из Поднебесной.

Затем пришли несколько иные времена. Уже, начиная с 2014-го, а затем в 2015-2016 гг начался резкий спад продаж. Фактически он снизился практически вдвое, в сравнение с тучными годами периода 2012-2013. Это сразу вызвало реакцию со стороны автопроизводителей. Сначала они начали подчищать свои модельные ряды от неходовых моделей, убирая их из российских автосалонов. Скольких отличных машин тогда лишился российский покупатель!

Составлено по данным АЕБ. Собственная инфографика
Составлено по данным АЕБ. Собственная инфографика

А затем, некоторые автокомпании задумались о целесообразности присутствия в РФ. Ушли такие европейские марки как SEAT, Alfa Romeo, американские Dodge, Ford и General Motors, прихватив с собой Opel с массовыми марками. Японские Acura, а затем и Honda. Даже такие экзотические как тайваньский бренд Luxgen тоже покинул нас, не сумев раскрутиться. В общем, этот скорбный список можно продолжать и далее. Вдобавок сколько моделей потеряно у оставшихся. В общем, постепенно все утряслось до весны 2022 года. Далее, все в курсе что произошло.

Уход европейских, японских и корейских автопроизводителей «открыл» двери масштабной китайской экспансии на российский рынок. В течение двух лет в легковом сегменте российского автомобильного рынка китайские автопроизводители закрепились на разных позициях. Для них настала «великолепная эпоха» у северного соседа. Кто-то из них выжидал много лет, а для других вся ситуация стала неожиданной, и они оперативно принимают решение о выходе на рынок соседней страны.

Это бывший дилерский центр Toyota
Это бывший дилерский центр Toyota

Зачем мы вспомнили предыдущие события недавней истории российского авторынка? Все очень просто. Весь этот вал китайских брендов совсем скоро разделится на бренды-лидеры, бренды второго ряда, бренды третьего ряда и бренды-аутсайдеры. Примерно такая же картина была до 2022 года среди мировых автопроизводителей. Тогда китайские бренды не входили в число группы лидеров, в ней "правили бал" (KIA, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Skoda, BMW, Mercedes-Benz). Они выделялись объемами продаж на фоне остальных марок. Сегодня среди китайских брендов также уже сформирована группа лидеров. Это Haval, Chery, Geely, Changan (см. табл.1-2).

Табл. 1

Продажи китайских автомобилей на российском авторынке в первой половине 2024 года (официальные дилеры)

Составлено по данным РОАД
Составлено по данным РОАД

О таком сценарии формирования в ближайшей перспективе китайского сегмента российского авторынка предупреждают специалисты РОАД. Они утверждают, что сегодня на рынке РФ представлены 60 китайских брендов. До конца года они продадут суммарно 1 025 тысяч автомобилей. Среди них разворачивается очень острая конкуренция. Уже определились 4 основных лидера, которые до конца года смогут реализовать 100 тысяч автомобилей.

А на другом полюсе бренды-аутсайдеры. Приводится в пример марка Foton, продавшая всего 585 автомобилей. Годовой показатель составит 1000 машин. Это объем продаж одного дилерского центра. Еще одна особенность формирования современного российского авторынка. Те марки автомобилей, некоторые даже выпускают на мощностях местных автосборочных заводов, находятся не только во второй лиге игроков, но, скорее, в третьей. Речь идет о таких брендах локализованных на калининградском "Автоторе", как Kaiyi, SWM, Forthing и т.д.

Поэтому встает проблема – ряд компаний с такими низкими объемами продаж будут вынуждены уйти из РФ. Что делать российскому автолюбителю, купившему автомобиль такой марки-неудачницы? Дилерский центр закрылся, откуда взять запчасти, кто будет обслуживать эти машины, кто купит такие автомобили на вторичном рынке?

Поэтому специалисты советуют перед походом в дилерский центр китайской марки изучить ситуацию. Посмотреть на рейтинги и расклад. Приводится пример второго по величине автомобильного рынка США, где ежегодно продается 15 млн автомобилей. За океаном работают всего 44 бренда. Даже домашние марки уходят в историю – Saturn, Mercury, Plymouth, не говоря уже о французских, китайских и прочих автопроизводителях, предпринимавших неоднократные попытки зайти на этот денежный рынок.

Поэтому определенная перегруппировка произойдет и на российском авторынке. Точно останутся и будут работать 10-15 марок. Остальные, при низких объемах продаж, будут вынуждены свернуть бизнес и уйти. Вот на эту зону риска указали специалисты РОАД.

Табл.2

ТОП-10 продаж китайских автомобилей на российском рынке в первой половине 2024 года через неофициальных дилеров, шт.

Составлено по данным РОАД
Составлено по данным РОАД

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz