Найти тему

Дроны, искусственный интеллект и нейросети

Оглавление

Рубрика "Популярные статьи проекта "Системы безопасности"

2022 год вывел беспилотные летательные аппараты на новый уровень практического применения как для обеспечения сферы безопасности, так и для реализации угроз или нанесения террористических или диверсионных атак. Однако не все дроны одинаково устроены – от технологий, заложенных в дрон, существенно зависят их возможности. Заглянув внутрь современных моделей, можно выделить тренды, обеспечивающие их преимущества: нейросетевые технологии (бортовой искусственный интеллект), защищенные каналы дальней связи, мультиспектральные сенсоры и инерциальные системы навигации. Существенное влияние на рынок беспилотников оказывает и санкционное давление, ограничивающее возможности применения передовых цифровых технологий и микроэлектроники.

Олег Шилов
Директор по развитию НИУ ВШЭ

Как и ожидалось, взрывной рост составляющих Индустрии 4.0 создает новую технологическую платформу, и наиболее заметна такая трансформация на рынке беспилотных авиационных систем и судов. Сегодня передовая робототехника и беспилотные технологии, ИИ, большие данные и дополненная реальность стали базисом при создании современного дрона.

Рис. 1. Составляющие Индустрии 4.0
Рис. 1. Составляющие Индустрии 4.0

Практика показала, что в развитии этих направлений лежит наиболее оптимальный вектор трансформации и при достаточном уровне интеграции решений и сопутствующих процессов в единое информационное пространство происходит качественный скачок эффективности от внедрения новых технологий. При этом эффективность от трансформации достигает максимальных значений при задействовании всех ее составляющих.

Мультирубежность – динамическая эшелонированная защита на базе сквозных цифровых технологий

Классические принципы эшелонированной защиты предполагают использование нескольких рубежей безопасности (обнаружения или охраны). Наличие нескольких рубежей повышает устойчивость систем безопасности и физической защиты к угрозам.

Системы раннего предупреждения угроз и прогностические системы позволяют создать несколько рубежей безопасности, в том числе виртуальные (динамические) рубежи, что дает возможность наращивать защищенность объекта без существенных изменений в существующих системах сбора, обработки и отображения информации (ССОИ). Переход к мультирубежной модели позволяет также учесть новые угрозы и реализовать риск-ориентированную модель защиты при сохранении базового уровня защищенности объекта.

Рис. 2. Матрица решений при реализации современной системы защиты периметра
Рис. 2. Матрица решений при реализации современной системы защиты периметра

Роль дронов в обеспечении безопасности

Рынок применения дронов в сфере безопасности определил приоритет их использования – обнаружение целей. Видеоаналитика с элементами ИИ присутствует в камерах дронов ведущих производителей. К другим работам можно отнести доставку и сброс груза, оповещение и связь (ретрансляцию сигналов). Отдельно можно выделить привязные дроны, способные мониторить территорию с одной точки длительное время.

Искусственный интеллект в видеоаналитике дрона

Беспилотные летательные аппараты появились в 1933 г., с 1945 г. дроны начали использовать для аэрофотосъемки , а в 1980-х гг. они стали оснащаться цифровыми камерами. Современная видеоаналитика – компьютерная технология на базе анализа больших данных, использующая методы компьютерного зрения для автоматизированного анализа изображений, поступающих с видеокамер дрона в режиме реального времени. В основе работы ПО с видеоконтентом лежит комплекс алгоритмов машинного зрения, позволяющих вести видеомониторинг и производить анализ данных без прямого участия человека на борту беспилотного воздушного судна (БВС) или в наземной станции управления (НСУ).

Рис. 3. Распределение направлений применения дронов в сфере безопасности
Рис. 3. Распределение направлений применения дронов в сфере безопасности
Рис. 4. Эволюция технологии искусственного интеллекта
Рис. 4. Эволюция технологии искусственного интеллекта

Современные дроны

В отличие от своих предшественников современные дроны реализуют технологии Индустрии 4.0 на базе глубоко интегрированных электронно-вычислительных систем, включающих в себя нейросетевые модули. Сегодня возможности дронов в первую очередь определяются уровнем развития бортовых систем, во вторую – характеристиками самого носителя. Это принципиальное отличие произошедшей технологической революции.

На рис. 5 представлен состав известного дрона турецкого сборки, который комплектуется оборудованием производства США, Канады, Великобритании, Германии и Австрии.

Рис. 5. Бортовое оборудование беспилотника "Байрактар ТБ2" (Турция)
Рис. 5. Бортовое оборудование беспилотника "Байрактар ТБ2" (Турция)

Принцип работы бортовой нейросети

В основе бортовой обработки видеопотоков и фотографий лежат те же принципы, что и при наземной детекции событий и объектов. Основные требования к бортовому ИИ – малые габариты, потребляемая мощность и вес при сохранении вычислительных возможностей.

При обучении нейросеть условно разделяет все объекты на группы, к которым можно отнести тот или иной объект. Для каждого объекта можно определить, на какой кластер он больше похож, а на какой – меньше. Кроме того, при обучении формируется "мусорный кластер" – группа, в которую попадают некачественные изображения (рис. 6).

Рис. 6. Облака детекции и классификации объектов
Рис. 6. Облака детекции и классификации объектов

Современное применение дронов основано на их мобильности. Беспилотные авиационные системы (БАС) на основе VTOL (самолет с вертикальным взлетом/посадкой) не требуют вертикального взлета и посадки и могут взлетать через несколько минут после развертывания (рис. 7). Для увеличения времени полета в качестве маршевого двигателя используется двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Рис. 7. БВС типа VTOL, оснащенный гиростабилизированной камерой наблюдения
Рис. 7. БВС типа VTOL, оснащенный гиростабилизированной камерой наблюдения

Главное преимущество современного VTOL – бортовые сенсоры и вычислители, которые в реальном времени осуществляют распределенный обмен данными, что повышает эффективность БАС при обнаружении и сопровождении объектов.

Простота эксплуатации VTOL позволяет снизить роль человеческого фактора, количество применяемой при выполнении летного задания техники, а также полностью автоматизировать полеты такого класса БВС.

Автопилот позволяет в автоматизированном режиме корректировать полетное задание в зависимости от типа и количества обнаруживаемых объектов. Ранее дроны летали на ручном управлении или по заранее запрограммированным траекториям полета, а собранные изображения проверялись и анализировались оператором вручную.

Бортовой модуль идентификации объекта глубокого обучения способен захватывать и выводить содержимое изображения с приемлемой производительностью (задержка и точность), а автопилот БВС – динамически планировать маршрут на основе получаемой с камер информации, используя потенциальные поля для навигации между путевыми точками (рис. 8).

Рис. 8. Динамическая корректировка маршрута по результатам детекции
Рис. 8. Динамическая корректировка маршрута по результатам детекции

Наиболее целесообразно в задачах охраны и физической защиты объектов использовать сдвоенные камеры, дающие изображение в видимом и ИК-диапазоне. Тепловизионные камеры преодолевают ограничения, налагаемые традиционными камерами (например, упрощают различение объектов на фоне и мониторинг в ночное время), а детекция бортовыми системами ИИ достигает значения в 98%.

Искусственный интеллект в сквозных технологиях обеспечения безопасности объектов

Сквозные технологии позволяют вести постоянный контроль основных показателей риска и защищенности, работать на упреждение негативных ситуаций на основе сбора объективной, актуальной и полной информации и ее обработки средствами ИИ в режиме реального времени.

Автоматизация основных процедур мониторинга и реагирования при применении бортового ИИ повышает готовность к нейтрализации угроз наравне с проведением тренировок и учений.

Постоянное обучение и самообучение (Machine Learning) системы снижает количество ложных тревог (рис. 9).

Рис. 9. Оценка и снижение рисков с использованием сквозной технологии
Рис. 9. Оценка и снижение рисков с использованием сквозной технологии

Динамические рубежи охраны с использованием БАС

Создание динамических (виртуальных) автоматизированных рубежей охраны с применением охранных БВС, оснащенных бортовым ИИ, позволяет заказчикам эффективно выполнить цифровую трансформацию систем безопасности с минимальными рисками и высокой отдачей от инвестиций. Для достижения максимального результата от внедрения БАС охранные решения на их основе построены на актуализации и анализе новых рисков с применением методологии стоимостного инжиниринга для реализации риск-ориентированного подхода в обеспечении безопасности объекта.

Создание мультирубежной системы наблюдения с элементами ИИ дает возможность быстрее запустить сквозные цифровые технологии и преодолеть существующие административные и технологические барьеры.

Курс на импортозамещение

Многие отечественные производители БАС в текущее время сосредоточены на эффективном импортозамещении высокотехнологичных комплектующих и поиске альтернативных каналов поставок. Для уверенного преодоления санкционных барьеров и сохранения темпов развития отрасль безопасности способна сформировать спрос на высокотехнологичные отечественные решения, включая БВС, оснащенные искусственным интеллектом.

При этом комплексный системный подход при построении эшелонированной мультирубежной защиты объекта с использованием БАС позволит при оптимальных затратах существенно увеличить показатели эффективности систем безопасности и, как следствие, значительно повысить уровень защищенности объектов.

Изображения предоставлены автором

Оригинал публикации >>

Фото ru.freepik.com