Резкий скачок цен на ГСМ в середины высокого сезона. Причины, следствия и решения. Рассмотрим все аспекты проблемы.
В начале июля не только температуры достигли рекордных высот, но и цены на бензин устремились ввысь. По данным Московской топливной ассоциации, в Москве АИ-92 подорожал на 30 копеек до примерно 53 рублей за литр, а АИ-95 поднялся на 34 копейки до 58,7 рубля. Дизель подорожал на 22 копейки. В Крыму, как всегда, своя атмосфера: цена на АИ-95 уже была выше и теперь составляет 61,4 рубля, АИ-92 - 55,3 рубля, а дизель - почти 70 рублей.
Но что тут говорить без экспертов? Причина роста цен - инфляция? Да, инфляция, которая уже превышает 9%, является одной из главных причин июльского скачка цен на топливо. Если начать рассуждать о стоимости топлива для конечного потребителя на АЗС, нужно понимать, что цена эта регулируется государством. Скачок заметен, потому что долгое время цены держались на одном уровне. В данный момент рост стоимости бензина и дизеля объясняется балансировкой инфляции.
На втором месте в списке причин повышения цен на ГСМ - рост биржевых цен на топливо. Однако биржевые цены еще не достигли прошлогоднего максимума и не требуют дополнительной коррекции со стороны правительства. На третьем месте стоит запрет на экспорт, запущенный нефтяниками в качестве компенсационного механизма. В марте было введено эмбарго на продажу горючего за рубеж, и можно предположить, что компании таким образом возмещают свои убытки.
Где же граница разумного? Предположим, что Минэнерго вмешается, если рост стоимости топлива превысит темпы инфляции. В марте, когда возникла нехватка топлива, были предприняты меры, например, возврат эмбарго на экспорт бензина, что стабилизировало бы цены. Однако сейчас нет нехватки топлива. В июне Нижегородский НПЗ заработал на полную мощность, и другие НПЗ возвращаются в строй после украинских атак. Не сработал план «небратского государства», рассчитывавшего устроить топливный кризис с помощью беспилотников.
Механизм ценообразования прост: существует олигополия - форма монополизма, когда несколько крупных участников рынка могут диктовать свои цены. Именно здесь и требуется вмешательство государства. Следует помнить, что цена ГСМ - это не только цена самих продуктов, но и часть стоимости всего, что доставляется наземным транспортом. Если вырастет цена на дизель и бензин, подорожают абсолютно все продукты, ведь в их цену входит стоимость горючего.
Делитесь мнением и не забудьте подписаться! Понравилось? Ставьте лайки!