59,8K подписчиков

Как жара и цены на бензин сговорились против нас

Резкий скачок цен на ГСМ в середины высокого сезона. Причины, следствия и решения. Рассмотрим все аспекты проблемы.

 Фото: ForPost / Татьяна Воробьёва
Фото: ForPost / Татьяна Воробьёва

В начале июля не только температуры достигли рекордных высот, но и цены на бензин устремились ввысь. По данным Московской топливной ассоциации, в Москве АИ-92 подорожал на 30 копеек до примерно 53 рублей за литр, а АИ-95 поднялся на 34 копейки до 58,7 рубля. Дизель подорожал на 22 копейки. В Крыму, как всегда, своя атмосфера: цена на АИ-95 уже была выше и теперь составляет 61,4 рубля, АИ-92 - 55,3 рубля, а дизель - почти 70 рублей.

Но что тут говорить без экспертов? Причина роста цен - инфляция? Да, инфляция, которая уже превышает 9%, является одной из главных причин июльского скачка цен на топливо. Если начать рассуждать о стоимости топлива для конечного потребителя на АЗС, нужно понимать, что цена эта регулируется государством. Скачок заметен, потому что долгое время цены держались на одном уровне. В данный момент рост стоимости бензина и дизеля объясняется балансировкой инфляции.

На втором месте в списке причин повышения цен на ГСМ - рост биржевых цен на топливо. Однако биржевые цены еще не достигли прошлогоднего максимума и не требуют дополнительной коррекции со стороны правительства. На третьем месте стоит запрет на экспорт, запущенный нефтяниками в качестве компенсационного механизма. В марте было введено эмбарго на продажу горючего за рубеж, и можно предположить, что компании таким образом возмещают свои убытки.

Изображение сгенерировано нейросетью Freepik
Изображение сгенерировано нейросетью Freepik

Где же граница разумного? Предположим, что Минэнерго вмешается, если рост стоимости топлива превысит темпы инфляции. В марте, когда возникла нехватка топлива, были предприняты меры, например, возврат эмбарго на экспорт бензина, что стабилизировало бы цены. Однако сейчас нет нехватки топлива. В июне Нижегородский НПЗ заработал на полную мощность, и другие НПЗ возвращаются в строй после украинских атак. Не сработал план «небратского государства», рассчитывавшего устроить топливный кризис с помощью беспилотников.

Механизм ценообразования прост: существует олигополия - форма монополизма, когда несколько крупных участников рынка могут диктовать свои цены. Именно здесь и требуется вмешательство государства. Следует помнить, что цена ГСМ - это не только цена самих продуктов, но и часть стоимости всего, что доставляется наземным транспортом. Если вырастет цена на дизель и бензин, подорожают абсолютно все продукты, ведь в их цену входит стоимость горючего.

Делитесь мнением и не забудьте подписаться! Понравилось? Ставьте лайки!