Найти тему
Виктор К

Дверца в прошлое. Масленка "Груша"

Сегодня в моих руках предмет кухонной утвари, который недолгий поиск в интернете определил как "Масленка антикварная Груша. Т-во М. С. Кузнецова. конец 19 - начало 20 века ". Впрочем, в некоторых местах штуковину называют "паштетницей", а где-то - "икорницей", а встречаются люди, для которых она и вовсе - "сахарница"

Вообще же, если верить информации из сети, то масленки в форме плодов и животных (как минимум одну такую - в форме рака - я встретил в продаже на одном из маркетплейсов) были чрезвычайно популярны в конце XIX - начале XX века. Свое начало они берут от фарфоровых обманок XVIII столетия, когда фарфоровые ягоды и фрукты были обязательным атрибутом сервировки стола, играя при этом роль не только украшений, но служа для развлечения для гостей. Выпускались такие масленки (или масленицы, как их тогда называли) многими фарфоровыми заводами

Если рассматривать именно этот предмет сервировки стола, то в прошлых статьях я упоминал вещи, которые "были, были, были, а потом - р-р-раз! - и нету!!!", а эта вещь с прямо противоположной судьбой: о-па! - и вот она. Но обнаружил я её, конечно не вчера, а лет тридцать назад... Вроде как, была у бабушки всегда

Годы не прошли даром для маслёнки и кусочек листика, на котором лежит груша, оказался отколот. Кстати, довольно долгое время я считал, что это не груша, а баклажан! Уж очень меня смущал какой-то совершенно "не грушевый" цвет

-3

Ну и ладно - оставим цвет и форму листиков на совести авторов. Он художник, он так видел!

-4

А может быть, много-много лет назад груши были "другой системы"?

-5

Масленкой когда-то явно много пользовались - на фарфоре отпечатались следы эксплуатации...

-6

...которые уже не отмыть и не оттереть без риска повредить изделие. По опыту я знаю, что такие вещи могут внешне быть совершенно целыми и выглядеть достаточно прочно - но за годы в материале накапливается огромное количество микротрещин и одно неверное движение может привести к тому, что в руках незадачливого реставратора окажется куча осколков. Так что - оставлю всё как есть.

-7

И, конечно же, самое главное - это клеймо завода-изготовителя. Понятное дело, что наличие герба с двуглавым орлом ещё ни о чём не говорит - подтверждением тому горы всякого хлама, которые генерируют шарашкины конторы, в названиях которых встречается слово "императорский" (хорошо хоть при этом не "ордена Ленина", бггг) - но тут явно не тот случай

-8

Да, это именно фарфор, произведённый крупнейшей на тот момент сетью фабрик товарищества М. С. Кузнецова

-9

Попытался поискать по клейму - а у династии Кузнецовых было множество фабрик и заводов и клейма у них отличались - но в разных источниках пишут разное. После отсеивания осталось три варианта:

  • Тверской завод периода Товарищества и выпущена маслёнка между 1889-1900 годами (именно этот вариант мне попался самым первым)
  • Дмитровский завод - между 1891-1917 годами
  • завод в Вербликах в период между 1891-1917 годами

Но где именно? Да мне, собственно, и не столь важно

-10

Понятное дело, вещь вообще ни разу не уникальная - в сети без труда можно найти хоть сотню предложений купить такую же маслёнку по цене от нескольких тысяч до пары десятков тысяч рублей. Вопрос сохранности и алчности продавца. Но, тут про другое: как и почти всё о чём я уже писал - вещь имеет ценность, которую никак не выразить в денежных знаках, ибо является частичной истории моей Семьи...