Найти тему

Почему не функционирует стеклоподъемник: причины и рекомендации по ремонту

Даже самые простые и давно привычные функции могут со временем выходить из строя. Как работает электростеклоподъемник и какие его компоненты могут выйти из строя?

Как функционируют стеклоподъемники Любой электростеклоподъемник состоит из 12-вольтового мотора, соединенного с тяговым тросом и вспомогательными элементами, по которым движется трос и стекло. Вместо тросового привода могут использоваться системы с зубчатой рейкой, по которой перемещается мотор вместе со стеклом. Эти системы дополняются направляющими, уплотнителями и другими вспомогательными элементами. Наиболее сложной частью конструкции является кнопка управления. В современных автомобилях это не просто механический переключатель, а контакт, отправляющий сигнал электронному блоку управления по CAN-шине. Блок управления затем дает команду мотору на открытие или закрытие стекла. CAN-шина расшифровывается как Controller Area Network — буквально «зона сети контроллера». Шина в данном случае — это провода, по которым передаются данные. Это означает, что почти каждый электрический механизм в автомобиле связан с цифровым блоком управления, который не только передает команду на выполнение, но и контролирует состояние механизма. Например, он может определить замыкание или другую ошибку в работе. CAN-интерфейс сегодня используется в любом автомобиле и значительно упрощает как схему проводки, так и диагностику. Очевидно, что в практически исчезнувшем сегодня ручном приводе стекол нет ни мотора, ни кнопок. Однако общая логика механизма (трос или рейка) остается такой же.

Почему стеклоподъемник не работает Причины неисправности могут быть механическими или электрическими. Рассмотрим оба варианта.

Механические повреждения

Со временем могут выйти из строя как сами электромоторы (перегорают или заклинивают от грязи, изнашиваются щетки), так и пластиковые шестерни их редукторов. Также часто рвутся или заедают в оплетке тросики привода. К более редким случаям относятся индивидуальные для каждой модели «болезни», такие как поломки или сильный износ направляющих, фиксаторов, роликов, стопоров и других деталей, обеспечивающих слаженность работы всего механизма. Нередко причиной отказа или плохой работы электростеклоподъемников являются высохшие и деформированные уплотнители. Стекло в них может перекоситься, что приводит к его заклиниванию или затрудненному перемещению.

Электрические неисправности

Обрыв или замыкание проводки — самая распространенная причина в этой категории (после перегоревшего предохранителя). Реже выходят из строя модули клавиш, особенно это характерно для отечественных автомобилей. И совсем редко «умирают» электронные блоки управления. Обычно это происходит из-за попадания в них воды, хотя случаются и отказы без видимой причины.

Что делать, если стеклоподъемник не работает

Прежде всего, нужно определить, к какой категории относится неисправность. Если при нажатии на кнопку стеклоподъемника со стеклом хоть что-то происходит — например, оно пытается сдвинуться, начинает медленно двигаться или хотя бы слышны звуки работы механизма — то проблема, скорее всего, в механике. Для выяснения точной причины, если простая смазка уплотнителей не помогла, придется разбирать дверь. Механизм стеклоподъемника сам по себе довольно простой, и после снятия дверной карты (декоративной обшивки со стороны салона) обычно все становится понятно. Обратите внимание на следующие моменты: - Целостность тросика привода стекла и легкость его перемещения. - Повреждения и износ направляющих или других деталей, обеспечивающих точную кинематику всего механизма. - Положение стекла в фиксирующем его зажиме. Иногда его перекос может затруднять нормальную работу. - Износ пластиковых шестерен редуктора, передающего усилие от мотора к механизму привода. - Загрязнение и коррозия системы тяг, тросов и других подвижных деталей. - Износ электромотора, не развивающего должного усилия. Некоторые моторы можно разобрать, провести внутреннюю ревизию и очистить от продуктов износа. Иногда при явных проблемах с механикой неисправность может крыться в электрической части. Например, если вышел из строя самовосстанавливающийся предохранитель. В этом случае он будет разрывать цепь через несколько секунд после начала работы мотора, создавая впечатление, что механизм внезапно заклинивает. К вышеизложенному алгоритму проверки добавьте электрическую часть. В нее входят: - Осмотр проводки на перетирание и обрыв. - Проверка разъемов: вследствие коррозии контакты могут не обеспечивать надежное соединение. - Проверка предохранителя, отвечающего за цепь стеклоподъемника. Схему можно найти в Руководстве по эксплуатации или на крышке монтажного блока предохранителей. Даже решив проблему заменой предохранителя, помните, что его перегорание является следствием, а не причиной. Поэтому если инцидент повторится, следует искать виновника, из-за которого выбивает защиту. Проверка самовосстанавливающегося предохранителя. Еще его называют термопредохранителем. Эта деталь защищает цепь от чрезмерного превышения тока, например, при попадании чего-либо под закрывающееся стекло. Но, в отличие от обычного предохранителя, такой предохранитель не перегорает, а просто разрывает цепь на несколько секунд (минут). Если наблюдаются проблемы с электростеклоподъемником, а при удалении самовосстанавливающегося предохранителя все начинает работать быстро и без сбоев, вероятно, он неисправен.

Как вручную поднять стекло при сломанном стеклоподъемнике

Предположим, что электростеклоподъемник внезапно перестал реагировать на кнопку, при этом предохранитель в порядке. Первым делом придется разбирать дверь, потому что советы типа «сильно зажать стекло руками и потянуть вверх» скорее всего не сработают (хотя попробовать стоит). Сняв обшивку, осмотрите механизм: возможно, неисправность можно будет устранить сразу. Если очевиден обрыв тросика, стекло действительно можно вытолкать руками вверх и зафиксировать доступным способом, например, малярным скотчем или проложив что-то между стеклом и уплотнителем. Когда видимых повреждений нет, а стекло просто застряло, стоит проверить разъемы — возможно, где-то нет контакта. Если все в порядке, задачей становится перемещение стекла вверх по направляющим вручную. Здесь все зависит от механизма стеклоподъемника конкретной машины. Где-то можно тянуть за тросы и, тем самым, поднимать стекло. Где-то придется снимать крышку редуктора (возле мотора) и вручную крутить шестерни. Третьим вариантом является прямое подключение мотора электростеклоподъемника, если проблема в проводке или управлении. Для этого необходимо убедиться, что при нажатии кнопки на мотор не поступает напряжение. Тогда питание можно подать вручную от внешнего источника. Чтобы не повредить электронику, перед этим обязательно нужно отключить разъем мотора и запитывать его напрямую. На контакты подается 12 вольт: при одной полярности мотор будет работать на опускание стекла, при другой — на подъем. Отметим, что последний способ сработает только на классической схеме, где мотор является отдельным элементом. На многих современных автомобилях электродвигатель является неотъемлемой частью моноблока, где механическая и электронная часть выполнены в едином корпусе.

Авто
5,66 млн интересуются