На следующий день директор выстроил всю школу на линейку. Перед строем школьников были представлены с понуро опущенными головами Лёнька и Вовка. Директор взывал к общественности, клеймил позором малолетних негодяев, покусившихся на святую святых советского государства – Моральный кодекс строителя коммунизма. В речи директора были призывы к спящей совести, апелляции к родителям, породившим столь недостойных отпрысков, и информация о карающем мече правосудия. Притихшая общественность внимала речи директора и смотрела на провинившихся с сочувствием.
Напоминаем, что это очередная байка профессора УГЛТУ Залесова С.В. Первые и последующие можно прочитать тут
В разные века жизнь общества различными документами регламентировалась. У христиан – Библия жизни учила, у мусульман – Коран, у иудеев – Тора, а у коммунистов – Моральный кодекс строителя коммунизма. С детства взрослые пытались вбить в неокрепшее сознание своих отпрысков постулаты законов жизни. Вбить накрепко, чтобы со временем они своим детям и внукам передали.
По этой самой причине в Паломохинской восьмилетней школе вызвал к себе в кабинет директор преподавателя физики Владимира Ивановича и провел с ним беседу как коммунист с коммунистом о необходимости работы на идеологическом фронте. Убедительно так разъяснил, что должны школьники – будущее нашей великой советской страны – впитать в себя если не с молоком матери, то хотя бы в школе постулаты строителей коммунизма типа: «Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма» или «Гуманное отношение и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат!»
И так далее все двенадцать пунктов зачитал директор Владимиру Ивановичу, а в конце беседы, уже не как коммунист коммунисту, а как директор подчиненному, распоряжение выдал. Оформить панно с положениями Морального кодекса строителя коммунизма, чтобы каждый школьник во время перемены не болтался без дела, а мог с этим кодексом ознакомиться и усвоить для себя его требования.
С директором не поспоришь. Оно, конечно, сомнительна связь преподаваемой физики с Моральным кодексом даже строителей коммунизма. Но кому хочется на неприятности нарываться? Владимир Иванович хорошо знал, что против ветра плевать не рекомендуется. Поворчал про себя и за дело принялся. Неторопливо на больших белых листах ватмана статьи кодекса аккуратненько тушью написал и даже творческий подход к делу при этом проявил. Заголовки синей тушью изобразил, текст – черной, а важные места для лучшего восприятия красной тушью вывел.
Ватман на материале закрепил, а материал – на деревянные рамы. Эффектно получилось. Панно на полстены, читай – не хочу! Для всех доступно. Вышел на перемену из класса и вбивай себе в удовольствие в детскую голову основы Морального кодекса, готовясь к строительству коммунизма.
Директор Владимира Ивановича похвалил на педсовете, чтобы все учителя видели, кто ратует за воспитание школьников. Только вот Лёнька Залесов с Вовкой Инковым, ученики шестого класса, обо всем этом не знали. У них других проблем хватало. Классная руководительница Екатерина Васильевна назначила Лёньку с Вовкой дежурными по школе. Эта обязанность непростая – ответственная. На переменах за порядком следить, не позволять школьникам в догонялки играть или через козла прыгать. Тем более что в качестве козла кто-то из тех же школьников выступает. Короче, следовало выполнять хлопотную обязанность блюстителей порядка, а после уроков еще сделать мокрую уборку во всех школьных коридорах.
Легко сказать, влажную уборку, если на улице осень, самое грязное время года, особенно если учесть, что асфальта на деревенских улицах даже в перспективе не предвидится. Делать надо было влажную уборку, когда друзья-товарищи чем-то более интересным занимаются. Очень в целом перспектива у дежурных незавидная.
Только дежурство по графику. Не они первые, не они последние. На переменах дежурным выполнять обязанности даже понравилось. В целях воспитания можно кому-то из первоклассников щелбан поставить для порядка, чтобы не озоровали. Даже восьмиклассникам можно замечание сделать, поскольку красная повязка дежурного на рукаве, как индульгенция, многое позволяет.
Но вот занятия в школе закончились, надо дежурным к самой неприятной работе приступать. Решили наши дежурные сначала крупную грязь убрать и только потом за тряпки браться. Веники взяли и за две минуты такую пыль в коридоре подняли, что Татьяна Филипповна, преподаватель природоведения, минут пять чихала, а потом посоветовала сначала пол водой побрызгать, чтобы пыли не было, и только потом грязь в кучи сметать. Так, мол, лучше будет.
Друзья спорить не стали. Вот оно ведро с водой, вот веник, и пошло дело. Сначала пол побрызгали, а потом то ли Лёнька Вовку, то ли Вовка Лёньку заодно водой окропил-побрызгал. Обрызганный посчитал справедливым обидчика тоже водой окропить. Так увлеклись, что не только пол, но и стены и потолок каплями воды покрылись. Вода не грязь, высохнет. И все бы ничего, если бы не стенд – панно с Моральным кодексом строителя коммунизма. Кодекс этот самый, глядя на действия распоясавшихся дежурных, от огорчения даже заплакал. Слезы потекли черные, синие и даже кроваво-красные.
Когда дежурные последствия своей водной феерии увидели, исправить ничего уже было нельзя. Оставалось быстренько смести грязь, вымыть полы и ретироваться, пока не поздно, что и было сделано весьма оперативно.
Только та истина, что от беды не убежишь, сбоя не дала. На следующий день директор выстроил всю школу на линейку. Перед строем школьников были представлены с понуро опущенными головами Лёнька и Вовка. Директор взывал к общественности, клеймил позором малолетних негодяев, покусившихся на святую святых советского государства – Моральный кодекс строителя коммунизма. В речи директора были призывы к спящей совести, апелляции к родителям, породившим столь недостойных отпрысков, и информация о карающем мече правосудия. Притихшая общественность внимала речи директора и смотрела на провинившихся с сочувствием.
Вердикт был суров и категоричен. Виновникам снижалась оценка по поведению за неделю до пресловутых двух баллов и вменялось в обязанность восстановить потерявшее эстетическую и воспитательную ценность панно в конкретные сроки. Естественно, что поправка на факт низкой грамотности виновных в учет не принималась.
Для двух друзей наступила черная полоса жизни. Во-первых, влетело дома от родителей за двойку по поведению с пояснением директора «за вандализм и посягательство на моральные устои строителей коммунизма». Во-вторых, возникла проблема с доставанием туши, плакатных перьев, натягиванием ткани на деревянные рамы и наклеиванием бумаги на ткань. Только все эти труды были ничто по сравнению с написанием самого текста кодекса. Несмотря на все усилия, красной тушью оказывались написанными те слова, которые следовало написать черной тушью, а черной – те, что следовало писать синей тушью.
Обиднее всего, конечно, были ошибки. После титанических усилий, предпринимаемых старательными писцами, оказывалось то две одинаковых буквы вместо требуемой одной, то отсутствие нужной буквы вообще, как будто ее черт украл, и написанное русскими буквами слово теряло всякий смысл, превращаясь в какую-то абракадабру. Но еще страшнее были кляксы! Проклятая тушь капала с плакатного пера в самый неподходящий момент и приводила писателей поневоле в отчаяние, поскольку каждый раз работу приходилось начинать заново.
Титанические усилия, предпринятые за неделю провинившимися дежурными, привели лишь к очередной двойке по поведению с разъяснением «за невыполнение распоряжения директора школы».
Не знаю, чем бы это закончилось, если бы не взмолился школьный завхоз, поскольку переписчики уничтожили полугодовой лимит школы на ватман, а перспектива использования всего лимита, без получения желаемого результата, уже давно всем стала понятна.
Дело было пущено на самотек и постепенно забывалось. О событии напоминало только снижение оценок по поведению за четверть и отсутствие на стене школьного коридора стенда с материалами Морального кодекса строителя коммунизма.
Много лет прошло с тех пор. На смену двадцатому веку пришел двадцать первый, а на смену КПСС – Единая Россия. Подтвердились мудрые слова классика о том, что ничто не вечно под луною. Но ведь как рассчитать, сколько современных взрослых людей лишились возможности, обучаясь в школе, узнать основы Морального кодекса строителя коммунизма из-за двух врагов режима Лёньки Залесова и Вовки Инкова? Не выполни они свою черную работу по ликвидации кодекса на школьном стенде, может, и жили бы мы все сегодня при коммунизме. Кто знает?!
Фото из интернета для иллюстрации. Если Вы являетесь автором или правообладателем, напишите нам, мы укажем Ваше авторство.