Михаил Мишустин до 2024 года не поддерживают идею ввести прогрессивную шкалу налогообложения в России, однако затем изменил свою точку зрения. Нужно рассмотреть, в чем причина.
Плоская шкала налогообложения
Николай Платошкин подчеркнул, что в России плоская шкала налогообложения была с 2001 года. В чем её суть? В том, что и богатые, и бедные должны платить 13% НДФЛ. С чем вообще это было связано?
С тем, что в 1990-е годы государство было слабым, и не получилось убедить бизнес платить налоги. Следовательно, в начале нулевых годов президент России договорился с бизнесом, что налоги снижаются, но платить должны все.
Поэтому неудивительно, что действительно государство получило больше средств, но разве это было основанием для того, чтоб так долго оставалась плоская шкала налогообложения? Эту меру, считает Николай Платошкин, можно было отменить сразу же после укрепления государства, то есть еще в середине или хотя бы в конце нулевых годов.
Прогрессивная шкала налогообложения
Николай Платошкин сказал, что в Госдуме в первую очередь депутаты КПРФ все эти годы выступали за введение прогрессивной шкалы налогообложения. А кто же был против? Понятно, что «Единая Россия». В партии власти считали, что это предложение — «популизм».
А что же Михаил Мишустин, который является экспертом в данном вопросе (бывший глава налоговой службы)? Он сразу же, когда возглавил правительство России, заявил, что выступает против прогрессивной шкалы налогообложения.
А в чем причина? Причина в том, что якобы тогда богатые не будут платить налоги, они найдут способ, как это можно обойти. И поэтому самое лучшее — ничего не менять. До 2024 года Мишустин негативно относился к предложениям изменить налоговую систему.
Однако в 2024 году он резко изменил свои взгляды. Случилось это, естественно, после выступления президента России на Петербургском международном экономическом форуме, где президент заявил, что нужна справедливая система налогообложения, где богатые должны платить больше бедных.
Позиция Николая Платошкина
Николай Платошкин считает, что особого желания поддерживать прогрессивную шкалу налогообложения изначально не было. Ведь Михаил Мишустин действительно последовательно выступал против неё долгое время.
Что же изменилось? Изменилось в первую очередь то, что если ранее бюджет правительства России был профицитным, то в последние годы он дефицитный, то есть нужны дополнительные источники средств.
И где их взять? Интересный вопрос. Вначале попытались отказаться от прогрессивной шкалы налогообложения, ввели разовый налог на сверхприбыль, но все равно этого было недостаточно, и в итоге пришлось признать, что нет никаких альтернатив прогрессивной шкале налогообложения.
Понятно, что были деятели вроде Антона Силуанова, которые заявляли, что решение проблем — это большая приватизация государственной собственности, однако остальные члены правительства поняли, что уж точно это не решит проблемы в долгосрочной перспективе.
Но все-таки важно то, что именно Михаил Мишустин и его соратники принимали это решение. В каком плане? Причина в том, что решение принимали противники прогрессивной шкалы налогообложения.
А они, конечно, не могли принять наиболее справедливое решение, они всегда отталкивались от интересов крупного бизнеса, и поэтому принимали прогрессивную шкалу налогообложения так, чтоб сильно не задеть интересы крупного бизнеса.
В итоге что вышло? Богатые будут платить не 13%, а от 15 до 22%. Можно ли назвать такую систему справедливой? Вряд ли. Потому что все-таки в мире богатые платят значительно больше, и при этом бедные платят меньше, что тоже важно понимать.