Найти в Дзене
Галопом по...

ОТ МОСКВЫ ДО ТОБОЛЬСКА НА АВТОМОБИЛЕ. Дорога

Планируя июньское путешествие на восток, решили, что не стоит форсировать события и делать длинные переезды, после которых нужно еще сутки восстанавливаться. Поэтому маршрут составили с достаточно большим количеством остановок, благо двухнедельный отпуск это позволял. Сразу решили, что экономить "на пуговицах" не станем и поедем из Москвы по платной М12 - ибо путь неблизкий, нет смысла накручивать лишний километраж. К тому же, грела душу небольшая, 7%, но скидка по транспондеру. Учитывая, что отрезок пути относительно небольшой, выехали в 6 утра. По дороге запланировали заскочить в Дивеево, полюбоваться знаменитым Свято-Троицким монастырем. Про полученные впечатления можно прочитать тут. Как все пишут, М12 в первую очередь имеет смысл пользоваться, чтобы без проблем объехать Владимир. И это действительно так, поскольку даже утром пробка на бесплатном дублере была значительной. Стоимость проезда по отрезку дороги "Москва - Дивеево" летним субботним утром составила 2461,71 руб. (без скид
Оглавление
Въездной знак в Тобольский городской округ
Въездной знак в Тобольский городской округ

Планируя июньское путешествие на восток, решили, что не стоит форсировать события и делать длинные переезды, после которых нужно еще сутки восстанавливаться. Поэтому маршрут составили с достаточно большим количеством остановок, благо двухнедельный отпуск это позволял. Сразу решили, что экономить "на пуговицах" не станем и поедем из Москвы по платной М12 - ибо путь неблизкий, нет смысла накручивать лишний километраж. К тому же, грела душу небольшая, 7%, но скидка по транспондеру.

Участок №1: Москва - Арзамас

Учитывая, что отрезок пути относительно небольшой, выехали в 6 утра. По дороге запланировали заскочить в Дивеево, полюбоваться знаменитым Свято-Троицким монастырем. Про полученные впечатления можно прочитать тут.

Как все пишут, М12 в первую очередь имеет смысл пользоваться, чтобы без проблем объехать Владимир. И это действительно так, поскольку даже утром пробка на бесплатном дублере была значительной. Стоимость проезда по отрезку дороги "Москва - Дивеево" летним субботним утром составила 2461,71 руб. (без скидки 2647 руб.). Дорога отличная и на таком расстоянии от столицы небольшое количество заправок и стоянок для отдыха не напрягает.

Однако после того, как свернули на Дивеево, асфальт стал напоминать стиральную доску. По пути встретили несколько участков с ремонтом дороги, самый неприятный - на въезде в село.

В целом, на преодоление участка (включая 1/4 дуги по МКАД) ушло 6 часов.

От Дивеево до Арзамаса 60 км. Дорога без особых затруднений, заняла около часа. Но при въезде в город вас снова встречает ремонт дороги в районе Выездного. Надежды полюбоваться на Смоленский собор, расположенный по дороге, разбились о действительность: реставрация, все здание в строительных лесах.

О том, что удалось таки посмотреть в Арзамасе, можно почитать по этой ссылке.

Вид на Арзамас со стороны Выездного
Вид на Арзамас со стороны Выездного

Ночевали в мини-отеле "Арзамасский": неплохо для одной ночи и для тех, кто на колесах, поскольку до центра и достопримечательностей далековато. Кафешек поблизости тоже нет, только железная дорога, рынок и небольшой спальный микрорайон. Неоспоримым преимуществом стало то, что гостиница расположена как раз по направлению к Казани - следующей точке нашего маршрута.

Участок №2: Арзамас - Казань

При выезде из Арзамаса почти сразу снова попали на М12. Катили вперёд до съезда на Шумерлю, решив немного сэкономить и посмотреть удмуртскую глубинку. Благо времени в запасе было много, от точки старта до точки финиша по навигатору выходило всего часа 4 с половиной. В итоге, за не слишком длинный платный участок отдали 783 рубля. И... совсем скоро сильно пожалели, что не поехали от города до города и дальше по "платке". Сэкономили тысячу рублей, рискуя при этом подвеской собственного авто.

То, что соединяет Шумерлю и Цивильск, сложно назвать асфальтовым покрытием. Ямы, трещины, кое-где просто насыпанная щебенка. Смотреть тоже оказалось не на что - местность была непримечательной.

Маршрут Арзамас-Казань
Маршрут Арзамас-Казань

Дальше, выбравшись на Е22, она же М7, дело пошло веселее. В общем, часов за 5,5 после старта из отеля "Арзамасский" мы оказались... нет, не в Казани. Разве можно было миновать находящийся почти по дороге чудесный Свияжск?! Впечатлениями об острове-граде я поделилась вот тут.

От Свияжска до Казани 64 км, которые воскресным днем обернулись почти двумя часами езды. Сплошные ремонты дороги! Но мы же никуда не торопились, правда?

О пребывании в столице Татарстана я рассказала в отдельном посте. Жили мы, напомню, в южной части города, на ул. Некрасова, в 7 минутах ходьбы до станции метро "Площадь Тукая" и, соответственно, в 10 минутах от начала улицы Баумана. До Кремля пешком 35 минут - тоже немного. Вообще, Казань для пешехода очень удобна: расчерченная "параллельно-перпендикулярная" структура, подобно Санкт-Петербургу и Барселоне, много пешеходных переходов. Красивые улицы, много зелени, а стало быть и тени.

Важно! В центре очень мало бесплатных парковок, вдоль улиц почти везде запрещающие знаки, поэтому обязательно включите опцию показа парковочных мест в навигаторе. Стоимость часа на платном "месте" - от 30 до 100 руб.

Две ночи в апартаментах истекли, и мы вновь отправились в путь. В Елабугу.

Участок №3: Казань - Елабуга

Проехать предстояло всего 200 с небольшим километров. Учитывая качество дорожного полотна, это заняло у нас максимум 2,5 часа, и то по причине пробок на Мамадышском тракте. В самой Елабуге дороги тоже неплохие, разве что на съезде с М12 местами встречался неровный асфальт. Стоит учесть, что рельеф здесь изобилует крутыми подъемами, поскольку город находится на высоком берегу реки Тоймы, в месте ее слияния с Камой.

Маршрут Казань - Елабуга
Маршрут Казань - Елабуга

Здесь мы также провели сутки. Остановились в гостинице Blackberry на улице Казанской. Отель примечателен не только расположением в самом что ни на есть историческом центре, но и тем, что занимает старинный купеческий особняк с толстыми стенами, высокими потолками и прямо таки дворцового вида дверями в номерах.

Кроме интереса к достопримечательностям, а их в Елабуге много, об этом можно почитать здесь, нами руководствовались и иные соображения - нужно было укоротить время в пути до столицы Урала. т.к. навигатор показывает, что от Казани до Екатеринбурга не менее 14 часов, даже если ехать кратчайшим маршрутом. А кстати, какой он, самый правильный маршрут?

Участок №4: Елабуга - Екатеринбург

Самый продолжительный за все время нашего путешествия. И самый неоднозначный. Еще до поездки пытались выяснить наиболее удачный маршрут, т.к. были сомнения в части проходимости трассы. Кто-то рекомендовал ехать через Уфу и Челябинск. Кто-то - через Можгу, Ижевск, Воткинск (или Игру) и Пермь. Некоторые опрошенные отстаивали вариант через Чайковский, Осу и Чернушку. Но навигатор стоял на своем: только Дюртюли и Бирск, только хардкор!

Маршрут Елабуга-Екатеринбург
Маршрут Елабуга-Екатеринбург

Администратор гостиницы в Елабуге рассказала, что дорога до Уфы "не очень", плюс ро ней постоянно движется множество фур. В общем, построили маршрут на Можгу... Но! Неведомо почему навигатор сбросил построенный маршрут и самостоятельно перестроился на "лоббируемый" ранее - восстание машин, не иначе!

Не могу сказать, что мы пожалели о сделанном за нас выборе. Вместо обещанных 11 часов добрались всего за 12, и это с учетом:

  • затрудненного движения между Набережными Челнами и Мензелинском из-за ремонта дороги (будущая М12)
  • ужасного покрытия на дорогах "глубинного" Башкортостана - около Дюртюлей и, в еще большей степени - в Бирском районе; скорость в 40 км/ч будет казаться почти недостижимой (если вы, конечно, не поставили перед собой задачу "убить" подвеску)
  • щебенки либо грунтовки (идут параллельно, можно выбрать лучший из двух плохих вариантов) в районе Мелекасово (возможно, крюк через Месягутово оказался бы предпочтительнее)
  • и, конечно, же, пробки уже в Свердловской области между Первомайским и Ревдой

В качестве моральной компенсации - замечательный отрезок пути между Караиделем (хотя, пожалуй, после окончания ремонта дороги начнется он где-то в районе Мишкино) и Тастубой! Асфальт ровный, машин мало. Виды - дух захватывает! Мне лично они напомнили ландшафт итальянской Умбрии: поросшие лесом невысокие горы, лощины, в которых глаз непроизвольно ищет виноградники... Впрочем, какой виноград?! Множество елей и скалистые берега реки Уфы сразу возвращают в действительность - чувствуется, что это предгорья Урала.

Но вышеперечисленные красоты - не единственная причина, по которой считаю, что мы выбрали правильный маршрут. Нам удалось частично объехать многокилометровую пробку перед Екатеринбургом.

Конечно, когда М12 запустят, путь станет намного короче. (Кстати, дорога пойдет от Дюртюлей через Ачит с выходом на Пермский тракт в районе Красноуфимска.) Обещают, что от Москвы до столицы Урала можно будет добраться за 17 часов - как на Черное море скатать! Но! Во сколько это обойдется, если сейчас за проезд от Москвы до Казани исключительно по "платке" дерут почти 5 тысяч с легковушки?

Дорожная стелла при въезде в Екатеринбург
Дорожная стелла при въезде в Екатеринбург

Запланировали остановку в Екате на 3 ночи. Расположились в апартаментах на ул. Шейкмана - пожалуй, именно от этой локации наилучшие воспоминания за всю поездку. Кстати, хозяин Руслан не только поучаствовал в обсуждении маршрута от Елабуги, но и договорился о платной стоянке для нашего железного коня. Это оказалось чрезвычайно полезным, т.к. с парковками в городе в целом и в районе нашего проживания в частности - очень тяжело. Плюс то, что каждая вторая улица в центре находится в состоянии перманентного ремонта дорожного полотна, очень сильно затрудняет перемещения по городу. Больше впечатлений - в отдельном посте.

Памятник связисту неподалеку от места нашего проживания
Памятник связисту неподалеку от места нашего проживания

Участок №5: Екатеринбург - Тобольск

Дальнейший путь на восток шел в сторону Тюмени. Этот тракт показался одним из самых комфортных с точки зрения дорожного полотна, возможно потому, что его тут недавно ремонтировали. Лишь три участка не позволяют получить удовольствие от езды:

  • район Белоярского, из-за большой протяженности этого населенного пункта аккурат вдоль трассы и длительного ограничения скорости
  • город Богданович с его древним разбитым асфальтом
  • Пышма, где строят многоуровневую автомобильную развязку

Но мы ехали достаточно рано утром, поэтому поскочили без пробок. Заодно заехали по пути полюбоваться на Уральский Марс.

Маршрут Екатеринбург-Тюмень
Маршрут Екатеринбург-Тюмень

Тюмень опоясывает современная кольцевая автодорога, вокруг, как россыпь, термальные источники. Не зря этот город называют термальной столицей России. Источники на любой вкус и кошелек: от фешенебельных "ЛетоЛета" и "Волны" до совкового "Тюменского" в селе Яр. Но, кстати, именно в последнем самый лечебный из всех состав воды.

Так как в этом городе мы не останавливались, по пути туда и обратно заехали на источники, которые были "по дороге": в "Тюменский" и "Верхний бор". Входной билет в первый стоит 1000 руб. на человека в день. Во втором в 1200 руб. обошлось 3-часовое посещение.

От Тюмени до Тобольска примерно 250 км. Ехать по дороге, обозначенной как Р-404. С номером ей, конечно, не повезло, при том, что это одна из лучших трасс, по которой мы ездили. По большей части четырехполоска с идеально-ровным асфальтом и невысоким трафиком.

Маршрут Тюмень-Тобольск
Маршрут Тюмень-Тобольск

Есть одно "но" - бензин. В нефтяном краю он стоит столько же, сколько и в Москве, если не дороже. В принципе, причина ясна - тут туго с нефтепереработкой. Более или менее приличную цену нашли на заправке в Ярково. Собственно, чем дальше от столицы Тюменской области, тем меньше АЗС и тем дороже топливо.

В самом Тобольске дороги разные. Есть отличные, в центре, есть похуже - в старых районах одноэтажной застройки. А у Пристани - так и вообще плохонькая бетонка. Но при этом город потряс своей ухоженностью. Хотя почему бы и нет? Ведь раньше он был столицей Сибири и Дальнего Востока!

Подробнее о том, что видели в Тобольске, описала в отдельном посте. Остановились в гостинице "Георгиевская" - пять из пяти с точки зрения комфорта и расположения!

Вид на Тобольский Кремль
Вид на Тобольский Кремль

Обратный путь

Из Тобольска в Екатеринбург возвращались тем же маршрутом, по Р-404. По пути заехали на термальный источник "Верхний бор".

Так как на обратном пути мы нацелились на посещение "Оленьих ручьев", из Екатеринбурга в Казань снова решили ехать уже знакомым маршрутом через Бирск. И заночевать в этом населённом пункте.

Когда-то второй по величине город Башкирии, столица русского купечества в этих краях, сейчас захирел. Через реку Белую перекинут только страшненький понтонный мост, упирающийся в такое же страшненькое асфальтовое полотно. В этом материале рассказала о Бирске поподробнее.

Переночевали в маленькой гостинице "Лагуна" - несмотря на неказистый вид снаружи, внутри (я имею в виду номера на втором этаже) весьма прилично.

Понтонный мост в Бирске
Понтонный мост в Бирске

Дальнейший маршрут мы решили изменить и проехать от Дюртюлей по "глубинному" Татарстану, через Муслюмово и Альметьевск. Потому что перед заездом в Казань запланировали посетить Болгар. Маршрут через Заинск, несмотря на то, что по карте он выглядел предпочтительнее, отмели из-за довольно протяженного "серого" участка, увеличивающего длительность поездки минимум на полчаса (по факту наверняка вышло бы больше).

Маршрут Дюртюли-Болгар
Маршрут Дюртюли-Болгар

В принципе, дороги тут есть, но они мало отличаются от аналогичной башкирской или даже удмуртской глубинки. Даже на карте нанесены знаки неровной дороги. Правда тут и там установлены небольшие буровые установки, качающие нефть. Любопытно!

От поворота на Альметьевск дорога стала отличной, и до Болгара, а затем и до Казани мы долетели быстро.

В Москву возвращались по прямой, никуда не съезжая с М12. На платный участок заехали в районе Иннополиса. В выходной день, с учетом 7% скидки на транспондере, поездка обошлась в 4167 рублей. Недешево, особенно с учетом бензина, но если бы путешествовали втроем на поезде или самолете, вышло бы дороже. И мы бы не увидели большинства из тех замечательных локаций, в которых побывали!