Найти в Дзене
Канал ФКИ

Арканар Аркадия и Бориса Стругацких. Такие же, как мы

Канал ФКИ продолжает серию обзоров фантастических миров, сотворенных силой воображения авторов фантастического жанра. На очереди Арканар братьев Стругацких. Так принято называть планету, населенную разумной гуманоидной расой, внешне неотличимой от людей, из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом», впервые увидевшей свет в 1964-ом году. По сюжету, в будущем, земное человечество не только решило почти все свои внутренние проблемы и вышло в межзвездное пространство, но и отыскало братьев по разуму. Они оказались ничем не отличимыми от землян. Только вот, как правило, люди других миров находились на более низких стадиях технологического и общественного развития, чем выходцы с Земли. Один из открытых миров, где проживало идентичное земному человечеству, развивался на уровне, соответствующем земному феодализму. Земляне решили установить наблюдение за развитием общества этого мира. Сотрудники Института Экспериментальной Истории были внедрены в общество Арканара под видом арист

Канал ФКИ продолжает серию обзоров фантастических миров, сотворенных силой воображения авторов фантастического жанра. На очереди Арканар братьев Стругацких. Так принято называть планету, населенную разумной гуманоидной расой, внешне неотличимой от людей, из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом», впервые увидевшей свет в 1964-ом году.

По сюжету, в будущем, земное человечество не только решило почти все свои внутренние проблемы и вышло в межзвездное пространство, но и отыскало братьев по разуму. Они оказались ничем не отличимыми от землян. Только вот, как правило, люди других миров находились на более низких стадиях технологического и общественного развития, чем выходцы с Земли. Один из открытых миров, где проживало идентичное земному человечеству, развивался на уровне, соответствующем земному феодализму. Земляне решили установить наблюдение за развитием общества этого мира. Сотрудники Института Экспериментальной Истории были внедрены в общество Арканара под видом аристократов, торговцев и прочих представителей привилегированных сословий и осуществляли разведку на местности. Главной ее целью являлась проверка базисной теории феодализма. Постепенно, полномочия разведчиков были расширены. Они мягко, но крайне осторожно и ненавязчиво, влияли на события. Единственным исключением стали акции по спасению от реакции ученых, или людей, опередивших свое время. Ненавязчивое влияние личным примером, даже не на события, на нравы и умонастроения, а также эвакуация просвещенных членов общества, стала называться прогрессорством. Многие прогрессоры не выдерживали реалий местного феодализма. У них случались психологические срывы и т.п. Собственно, на этом построен сюжет повести «Трудно быть богом». Должен ли человек вмешиваться в жизнь других людей, навязывая им свою волю, даже ради благородных и гуманистических целей? На этот вопрос авторы не дают однозначного ответа, отдавая его на откуп своим читателям. Здесь этот главный вопрос Стругацких обсуждать не будем, так как главным прицелом обзора является сам Арканар.

Арт на тему повести "Трудно быть богом". Источник изображения: https://news.myseldon.com/ru/news/index/266818771
Арт на тему повести "Трудно быть богом". Источник изображения: https://news.myseldon.com/ru/news/index/266818771

Как-то, устами одного из персонажей романа «Солярис», Станислав Лем высказался, что мы, мол, не открываем новые миры, а несем Землю в космос, стараясь сделать его удобным для себя. Это про Арканар Стругацких (а еще про Саракш, Гиганду и др.). Собственно, такой подход к вымышленному фантастическому миру подтверждают и сами авторы, размышлениями одного из персонажей (Саул Репнин из повести "Попытка к бегству"), утверждающего, что земляне на других планетах хотят исправить ошибки собственной истории. Это одна из главных целей миров – исправление выученных уроков истории (правда, не сказать, что сами АБС полностью согласны с подходом землян Мира Полдня). В таком подходе заключается узость конструкции Арканара. Маджипур Роберта Силвербрга, Барраяр Лоис Макмастер Буджолд, Дарковер Мэрион Зиммер Брэдли, Арракис Френка Герберта: творцы этих миров черпали вдохновение и аналогии из земной истории. Но на базе исторических аналогий фантасты творили собственные, оригинальные, присущие только этим планетам, конструкции и сюжетные ходы. Применительно к Стругацким, элементы таких особенностей можно отнести к Саракшу («Обитаемый остров» и др.). Арканар же лишь арена, на которой у прогрессора Антона – Руматы возникает дилемма и сложный выбор.

Если Арканар – это такая историческая Земля, то и арканарский феодализм должен соответствовать реальному. Хотя бы в общих чертах. Понятно, что Аркадий и Борис Стругацкий не имели исторического образования. Аркадий Натанович закончил Военный институт иностранных языков, по специальности «переводчик», а Борис Натанович имел естественнонаучное образование (специальность «астрономия»). Уже в советское время единое понимание феодализма, как общественно-исторической формации, стало давать сбой. Просто, история Азии не сильно вписывалась в построения Крала Маркса. Было дано объяснение, что в азиатских странах главенствовал, так называемый, азиатский способ производства. Не будем здесь расписывать суть европейского феодализма и его отличий от азиатского способа. Важно то, что никакой такой базовой теории феодализма не было создано. Более того, оказалось, что и азиатские общества средневековья не получается грести под одну гребенку. Плюс к этому, даже Арканар, являющийся всего лишь ареной для метаний главного героя, и не удосужившийся «официального» названия (Арканар – условное название по имени города одноименного королевства, куда был внедрен Антон – Румата Эсторский) должен иметь какие-то особенности, как общего плана, так и в отдельных регионах. Во Владимирском княжестве 12-го века, князья набирали в дружинники добрых молодцев со всей округи и других земель, ибо своих потомственных воинов было маловато, "сажали" их на землю и так зародилось дворянское сословие, основным принципом которого стала служба в обмен на землю. А где-нибудь в Венецианской республике главным мерилом всего стала не земля, а ростовщичество, наличие торгового флота и налаженные торговые связи с востоком и западом. Так что, феодализм феодализму рознь. При всем таланте АБС, Арканар не раскрыт, как уникальная планета, королевство, город. Впрочем, такую задачу Стругацкие перед собой не ставили.

Авторы много пишут об ужасах средневековья, о всех этих малограмотных кабатчиках и лавочниках, с удовольствием отдающих своих сыновей в отряды серых штурмовиков. Невежество, ограниченность и злобу увидел в обычных арканарцах Антон с Земли. В реальном средневековье было очень много зла, несправедливости, жестокости, голода и т.п. Но ведь было и иное. В лесных дебрях восточной и западной Европы возникали города с храмами, ремеслом, торговлей и т.д. и т.п. Зарождался городской образ жизни. Он был отличен от жизни крестьянских общин и усадьб феодалов: бояр и князей. Ну а в следующих поколениях, горожане задавались уже иными вопросами. Все эти будахи и цурэны были плоть о плоти продуктом города, лавочников и кабатчиков, которых презирали АБС. Да, идеального ничего не бывает, и горожане могут устроить охоту на ведьм. Ну так крайний идеализм вообще чрезвычайно редок. Николай Коперник вполне себе совмещал науку и просвещение и собирательство податей и оброков с крестьянушек, при исполнении епископских обязанностяей. И, кстати, вполне себе был церковником, что по Стругацким однозначно противоречит прогрессу. Вот как-то так: церковь – это и Коперник и первопечатник Иван Федоров, принадлежащий к белому духовенству. Но также это и гонения на старообрядцев, инквизиция и т.п. Стругацкие же непримиримы в суждениях. Потому Арканар вышел у них беспросветно мрачным.

Идеализм авторов проявился и на позднем этапе их творчества. От обличения Маши Юрковской и кабатчиков они перешли к мирозданию («За миллиард лет до конца света»), моральному облику поколения («Гадкие лебеди») и т.п. Только смысл не меняется: «беспросветный» идеализм. Впрочем, это тема для других обзоров. Несмотря на однобокость Арканара, его второстепенность по отношению к главному герою, средневековье от АБС получилось запоминающимся. Мастерски созданные, и воплощенные на бумаге, лица Арканара: Кира, барон Пампа, мальчик Уно, «орел наш» дон Рэба и другие, делают вымышленный мир реалистичным. Тоже самое относится и к редким описаниям города, арканарского мира. Талант, есть талант. Несмотря, на, казалось бы, критический настрой обзора, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Без идеализма авторов не было бы Арканара, Руматы, споров и обсуждений, по сути, небольшой по объему повести. Современные фантасты пишут огромные, глобальные циклы и серии, называемые «продой». Ну и часто хочется их пообсуждать?! Так что, как-бы Арканар не был вторичен, он занимает видное место на карте миров русской фантастики.

Так что, почему бы благородным донам не поговорить за Арканар?! Обсудить его и обзор одного лавочника с ФКИ.

Будем продолжать работать над картой фантастической галактики.

Фэнтези
6588 интересуются