На прошлой неделе как гром среди ясного неба прозвучала новость, которую, я думаю, многие слышали. Зарплата курьеров превысила среднюю по стране зарплату инженеров и практически сравнялась со средней зарплатой айтишников. И курьер может зарабатывать до 150 тысяч рублей в месяц.
Сразу хочу прокомментировать, что появилось такое мнение, что Курьеры якобы перерабатывают, работают по 12 часов, находятся на износе. Но, послушайте, мы их разве заставляем работать? Что значит работают на износ? Их никто это делать не принуждает. Компании, в которых они работают, устанавливают свои тарифы. Человек может работать хоть 5 часов, хоть час, хоть 12 часов – это его дело. Его, главное, никто не принуждает. А то развели какой-то марксизм-ленинизм. С восьмичасовым рабочим днем хочет человек – пожалуйста.
Но поскольку новость действительно прозвучала громко, то на нее даже обратил внимание Заместитель главы Совета безопасности России Дмитрий Медведев, заявив, что такой перекос, безусловно, никуда не годится. Его необходимо исправлять. Сложно здесь с господином Медведевым не согласиться, потому что ситуация, действительно, уникальная. Может быть, она не единственная за последнее время, за последние десятилетия, но, действительно, когда низкоквалифицированный труд оплачивается выше, чем квалифицированный и высококвалифицированный труд тех специалистов, которые создают добавленную стоимость и приносят реальную пользу экономике, это ни в какие рамки не лезет, и государство (если оно существует, если оно хоть какие-то функции выполняет) должно подобное исправлять.
Но давайте сначала разберемся со следующим моментом. Также определенное мнение существует на этот счет, а давайте мы поднимем зарплату инженерам всем, а не будем понижать курьерам, вот повысим в 2-2,5 раза – и все, перекос уйдет. И проблема якобы будет решена. Не будет решена эта проблема, потому что помимо инженеров есть и другие квалифицированные и высококвалифицированные профессии. Я, конечно, за то, чтобы зарплаты росли у наших граждан, но взять и сделать это в одночасье не получится. Это не представляет собой возможности.
Давайте возьмем тех же инженеров, о которых я уже упоминал. Они работают на десятках тысяч предприятий в России. Возможно, на сотнях тысяч. Взять и издать директиву, что все, давайте установим минимальный размер оплаты труда инженеров, например, 150 000 ₽ или условно 200 000 ₽, невозможно. Да, можно издать директиву для государственных компаний. Крупные и крупнейшие предприятия, у которых есть деньги, это тоже могут сделать. Но тогда что произойдет? Переток кадров от тех предприятий, которые работают с минимальной рентабельностью или вообще работают в убыток (а таких у нас немало). Предприятие и так пока что еле сводит концы с концами, так оно вообще лишится специалистов. И что сделают? Загнутся.
Но при этом выход здесь один. Это рост производительности труда. Развитие экономики, увеличение добавленной стоимости. Это, в общем-то, и происходит последние 2 года с 2022-го, когда у нас началось не декларируемое, а реальное импортозамещение. И, по сути, реальный сектор начал развиваться, действительно, растет обрабатывающая промышленность, растут инновационные сектора. Еще, конечно, далеко до того, чтобы мы сказали, что все нормально и мы вышли на необходимый для нас уровень развития, но, тем не менее, подобное имеется.
Если посмотреть зарплату тех же инженеров, то полтора года назад она была равна 60 тыс руб. В конце прошлого года – 72 тыс. руб., сейчас примерно 81 000 тыс. руб. То есть мы видим за полтора года рост на 35% даже с поправкой на инфляцию. Это, в общем-то, хороший темп. Процесс, в принципе, идет, естественно, опять же скажу просто для понимания, темпы недостаточны. Необходимо их увеличивать с такой денежно-кредитной политикой банка России. Все это только тормозится, но, тем не менее, здесь прогресс мы видим.
2 вопрос. Почему произошел перекос? Почему курьеры, действительно, зарабатывают много? Здесь тоже что необходимо понимать: в отличие от тех же инженеров, они работают не на сотнях тысячах предприятий, а в основном в компаниях, количество которых можно считать на пальцах 1 руки. Они всем известны. Это "Яндекс", Озон, Вайлдберриз и подобные компании. Они готовы проводить даже убыточную доставку просто потому, что сегменты, в которых они работают, являются быстрорастущими. Они сейчас борются за рынок, поэтому они платят такие деньги курьерам, чтобы как можно больше людей, стали их постоянными покупателями, чтобы максимально удобно сделать для них доставку, чтобы они сохранились в их экосистеме.
И уже дальше это приносило бы хороший доход. Но если мы про те же экосистемы говорим, то возьмем экосистему "Яндекса". Да, на курьерской доставке компания может и терять, зато гражданин интегрирован в сервисы "Яндекса" и платит за другие товары и услуги: смотрит кинотеатр, пользуется такси – и там компания уже зарабатывает, там она зарабатывает больше и, соответственно, на данном сегменте, на курьерской доставке, да, она, готова работать в убыток, чтобы в других секторах действительно заработать,
Поэтому здесь это вопрос, во многом уникальный для нашей ситуации. Связан он в том числе с тем, что быстро растут определенные отрасли экономики, в частности, тот же фудтех. Но что действительно можно сделать – это ввести потолок зарплат на доходы курьеров. Условно опять привожу цифры 80 тыс. руб. Все, что выше, облагается, например, налогом, сбором по ставке в 50%. Хочет человек больше работать, больше зарабатывать – пожалуйста, пусть это делает, но половину отдавай либо государству, либо в социальные фонды. И тогда у нас не будет такого дисбаланса на рынке труда.
Ну и последний момент. Не секрет, что курьерами у нас в основном работают мигранты. Да, конечно, встречаются и представители Коренных народов России, но большая часть – это мигранты. Нужны ли они нам в таком количестве? Конечно же, нет. Курьерская доставка – это низко. Не хочу никого обидеть. Работники доставки, не принимайте на свой счет, но курьерская доставка это низкопроизводительный и низкоквалифицированный труд. Пользы для экономики практически никакой нет.
Но какую мы перспективу даем той же молодежи? Либо говорим, идите, учитесь, получайте образование, становитесь высококвалифицированными специалистами. Будете айтишниками, будете столько же, сколько курьер. Инженером будете зарабатывать 2 раза меньше. Вот этот вопрос, на мой взгляд, самый главный, потому что зарплаты квалифицированных и высококвалифицированных специалистов растут рано или поздно. Все-таки через 5, 7, 10 лет они вырастут до достойного значения.
Но мы должны этот момент исправлять сейчас, чтобы такие сферы не были местом притяжения мигрантов, которые создают социальную напряженность, которые понимают, что они могут здесь заработать в несколько раз больше, чем там, у себя на родине, на той же стройке. Нам это нужно? На мой взгляд, абсолютно нет. Поэтому государство для того и существует, чтобы подобные перекосы, подобные дисбалансы с рынка убирать, поэтому, раз уж Дмитрий Медведев обратил на данную проблему внимание, то хочется верить, что данные слова будут реализованы на практике, потому что ситуация действительно накалилась до предела и не обращать на нее внимание, дальше на нее не реагировать и не исправлять нельзя, иначе будет еще хуже.