О чём мы думаем, когда слышим про пиратов? Чаще всего - про Карибское море или викингов, конечно. Реже о Средиземном - османах или госпитальерах. Кто-то может вспомнить о Юго-Восточной Азии. Но бывает и нечто более экзотичное. Вроде тех же еврейских пиратов, или... речных разбойников, орудовавших в Нью-Йорке той эпохи, которая показана в знаменитом фильме Скорсезе.
Не стоит представлять весь Нью-Йорк XIX века таким, каким мы видим город в фильме с ди Капиро и Дэй Льюисом. Проблема криминала всерьёз имела место не во многих районах - но уж где возникала... там, действительно, туши свет.
Хотя Нью-Йорк фактически основан голландцами в 1625 году, бурное развитие здесь стартовало именно в XIX веке. В 1811 - первый "генплан", а уже к 1835 году Нью-Йорк был (как и сегодня) самым большим городом США. За увеличением количества тёмных личностей в нём развитие полиции никак не поспевало.
Дело не ограничивалось одними только Five Points: естественно, и на воде сделалось неспокойно. Где большой порт - не может не быть криминала, однако к середине XIX века (процесс криминализации Нью-Йорка всерьёз начался в 1830-е) многие банды справедливо сочли: Гудзон, Гарлем и Ист-Ривер сами по себе предоставляют более широкие возможности.
Джордж Мэтсел, руководитель городской полиции, в 1850 году перечислял около 50 банд, действующих именно на воде. Насчитывали они до 500 человек.
"Речные пираты занимаются своей нечестивой деятельностью с систематической настойчивостью, выказывая ловкость и умение, каких можно достичь только в результате долгой практики. Они ничего не упускают. На своих лодках под покровом ночи они подкрадываются к пристаням и пароходам и ловко крадут все оставленное без присмотра"
Банда с Чарльтон-стрит пошла и того дальше. Обычных речных лодок им уже было мало: в 1869 году предприимчивые люди захватили самый настоящий шлюп, на котором принялись ходить по всему Гудзону. Их уже не интересовал порт, в котором работала хорошая охрана: мишенью стали прибрежные фермы и поместья.
Данная банда особенно интересна двумя моментами. Во-первых, банда считала себя самыми настоящими пиратами: на шлюпе поднимали классический "Весёлый Роджер", а также реконструировали фольклорно-литературные стереотипы о пиратах: вроде "прогулки по доске".
Во-вторых, одним из лидеров была женщина по имени Сэди. Девушка была впечатляющая: ранее она всерьёз враждовала с непростыми людьми на суше, в результате чего лишилась уха. Это ухо противники, якобы, замариновали - а после того, как Сэди заработала большой авторитет на реке... торжественно вернули! Кстати, в лидерах конкурирующей группировки тоже значилась женщина. Эмансипация, так сказать, уже началась...
Учитывая бессилие полиции, горожане вынуждены были как-то защищаться сами. Началось всё с вооружённых отрядов самообороны, а затем возникла идея создания береговой охраны. Уважаемый горожанин по имени Джеймс Джеррард даже специально поехал в Лондон для изучения тамошнего опыта в этой сфере. К делу он относился крайне серьёзно:
"Мистер Джерард возглавил также кампанию, которая закончилась предписанием обязательного ношения униформы. Он не только требовал введения отличительной униформы для полицейских на реке, но и заставил своего портного сшить подобный мундир себе, явившись в таком наряде на бал, что вызвало массу пересудов"
Усилия увенчались успехом 15 марта 1858 года, когда на воду спустили первое судно береговой охраны (и ещё дюжину - почти сразу). Вообще-то, United States Coast Guard - один из пяти видов вооружённых сил в США, была основана ещё в 1790 году. Но то именно армия, полицейские функции исполняющая ограниченно.
"Каждую ночь между полицией и бандитами вспыхивали схватки, было много погибших и раненых с обеих сторон. Шайки из прибрежных районов Бруклина и Нью-Джерси тоже стали посещать воды Манхэттена, хотя по большей части первые предпочитали держаться поближе к своим родным местам. Их логова располагались в основном в малонаселенном районе между Бруклином и Уильямсбургом, именуемым тогда Айриштауном, Ирландским городом, а ныне населенным в основном евреями и итальянцами."
Как видим, этнический характер организованной преступности в Нью-Йорке наметился с самого начала. Учитывая, что на Five Points орудовали ирландцы и негры - уже видим классический набор национальностей из гангстерской классики ХХ века. Вскоре всерьёз развернутся и китайцы: так называемые "Войны тонгов" - отдельная тема для разговора...