Недавно в моих рекомендациях в VK мелькнуло сообщество, где мамы выкладывают красиво оформленные тарелочки с едой для малышей от 6 месяцев и до того возраста, когда уже ребенка нельзя назвать малышом. Это были овощи, вырезанные в форме цветочков и сердечек, медведи и зайцы из макарон и каши, красивая посуда в форме зверюшек и героев мультиков. Наверняка вы поняли, о чем я рассказываю. И все это для чего? Для того, чтобы накормить своего (предположу, что первого и единственного) ребенка.
Я не специалист по прикорму, не нутрициолог, не педиатр, не эндокринолог, я мама всего лишь одного ребенка 12 лет и в этой статье я буду делиться своими мыслями об этом явлении. Если вы скажете, что при отсутствии у меня диплома о соответствующем образовании, незачем и высказываться, то я вам отвечу, что никого насильно не заставляю читать (как не заставляла насильно есть), и денег ни с кого я не беру.
Начну я издалека. Я родилась в городе Ленинграде, мои бабушка и дедушка были жителями блокадного Ленинграда. Все мои ровесники (мне 42 года) выросли на историях про хлеб из не понятно чего, про конфетку, спасшую жизнь и т.п. Нас вырастили наши родители, которых воспитали наши бабушки и дедушки, пережившие голод. Помните, чему нас учили советские лозунги? Не играть с едой! Доедать до конца («общество чистых тарелок» - откуда это вообще?). Не выбрасывать еду! Такая характеристика ребенка-детсадовца как «хорошо кушает», считалась положительной. Таким ребенком родители могли гордиться. А вот если ребенок «плохо кушал», то родители шли на разные ухищрения, от мягких (типа паровозиков из кусочков еды) до жестких (типа «пока не съешь, из-за стола не выйдешь»). У меня это тоже было.
Все это привело меня к неправильным отношениям с едой, как это называют сейчас, «неправильным пищевым привычкам» и «расстройству пищевого поведения». Очень многие мои сверстники жалуются на похожие симптомы. Сегодняшние более молодые родители, скорее всего, выросли не под таким сильным влиянием рассказов бабушек-блокадниц и советского детского сада. Им не свойственны заблуждения родителей моего поколения и старше. В современных детских садах воспитатели уже давно не кормят насильно и не чморят ребенка за то, что мало или не все съел. Однако, наличие сообществ по искусственному повышению детского аппетита и количество активных подписчиков в них побудили меня к написанию данной статьи.
Я сформировала несколько принципов правильного отношения к еде, которые позволят вырастить свободного человека, а не «раба желудка». Оговорюсь, что данные принципы применимы только к здоровому ребенку. Итак, ребенку и родителям следует внушить следующее:
1. Еда – не основная, а вспомогательная деятельность ребенка, т.е. он существует не для того, чтобы есть. Но если он не будет есть, то у него не будет сил на осуществление своей основной деятельности (игр, развития, общения, обучения, домашних дел и т.п. в зависимости от возраста). Не нужно акцентировать внимание ребенка на еде. Не нужно жертвовать другими видами его активности ради еды. Например, прерывать общение с друзьями ради обеда, если ребенок сам не хочет этого сделать. Мне кажется, что родители старших поколений уделяли чрезмерное внимание приему пищи, потому это и отложилось у их детей. Нужно развенчать у себя в голове повышенную значимость еды, она важна только как функция, а не как цель.
2. Не хвалите ребенка за то, что он много съел, или съел все, что лежало в тарелке. Можно похвалить ребенка за то, что он быстро поел или чисто поел. Но акцентировать внимание нужно на том, что ребенок должен есть столько, сколько ему требуется, чтобы насытиться, а не просто много или все, что положили на тарелку. А если тарелку перед ним поставила бабушка, которая уже забыла сколько едят малыши, или ее ребенок ел больше, или она пытается таким образом показать, какая она щедрая и любящая? Нужно научить ребенка сообщать взрослому о том, что он наелся и больше не хочет, и это нормально. Не нормально продолжать есть тогда, когда не хочешь.
3. Не поощрять, не наказывать, не утешать и не мотивировать ребенка едой. Это формирует в мозге неправильные связи, такие как «стресс-еда», «праздник-еда», «скучно-еда» и т.п. Единственная причина для еды – это голод.
4. Учить ребенка четко формулировать желание поесть. Новорожденный плачет когда голоден. Однако плакать он может и по другим причинам: боль, дискомфорт, скучно, не нравятся занавески, Ретроградный Меркурий. Некоторые родители думают, что каждый плач ребенка связан с голодом, но это может быть ошибочно. Конечно, ребенок успокаивается сосанием, но нужно ли чтобы каждый раз при этом в рот попадала еда? Если на каждый плач по любой, даже не связанной с голодом, причине ребенок получает еду, то это может привести к перееданию или к привычке заедать скуку или стресс. Родители должны научиться отличать плач из-за голода от плача по другим причинам. Ребенок должен научиться распознавать у себя чувство голода и объяснять это родителям.
5. Постараться убрать из своего окружения людей и сообщества с неправильным отношением к еде. Стараемся, чтобы фразы «мне повезло, у меня ребенок хорошо ест», «будешь много есть – будешь большим и сильным», «пока не съешь – из-за стола не выйдешь» и прочие пережитки советского подхода к воспитанию в присутствии ребенка не произносились. Сами отписываемся от сообществ, пропагандирующих переедание. Гордостью может считаться то, что ребенок распознает сигналы мозга о насыщении, и именно это и должно подразумеваться под фразой «мой ребенок хорошо ест». Но чаще всего это означает, что ребенок беспрекословно метет все, что ему дают взрослые, а это как раз означает, что он «плохо ест».
6. Убрать абсолютно все, что искусственно повышает аппетит. Сюда можно отнести вышеупомянутые выкладки зайчиков, паровозиков и цветочков, рассказы о том как «сорока эту кашу варила, мышка солила, а белочка на тарелку положила нашей Машеньке». Конечно, красивых пирожных мы съедим гораздо больше, чем некрасивых. Поэтому выбираем простую посуду, выкладываем на нее еду без излишнего креатива. Желательно есть всем одновременно с ребенком. Во время еды убрать телевизоры, телефоны и прочие отвлекающие приблуды. Еда не должна быть веселой. Поел – можешь идти развлекаться, но не во время еды. Переключение внимания с еды, например, на мультики приводит к тому, что мозг может пропустить сигнал о насыщении. Многие родители говорят, что только под мультики им удается накормить ребенка. Это простой путь, но он ведет «не туда».
7. Не идеализировать и не демонизировать какую-либо еду. Главное дозировать то, что называют вредным, но не исключать полностью. Почему бы не купить торт без повода или чипсы? Но мы не позволим ребенку посадить себя на тортовую диету. Вредная еда не должна быть в доме постоянно и в большом количестве. Лучше заранее перед походом в магазин договориться купить что-то одно вредное. Например, упаковку печенья или пачку чипсов. Чтобы можно было съесть за один раз (а то бывает, что-то покупается на несколько дней, а в итоге съедается за один раз). И больше не покупать до следующего похода в магазин. Можно, например, договориться есть сладкое 2 раза в неделю. Но ребенок должен знать, что свою любимую еду он обязательно получит. Маленькие дети легко принимают правила игры, если взрослые последовательно их применяют. Хуже будет, если сладкая пироженка станет пределом его мечтаний и высшей заветной целью. Тогда он вырастет и купит себе с первой зарплаты столько пироженок, сколько не доел за все эти годы.
8. У ребенка обязательно должен быть выбор, это формирует его личность. Но правила таковы, что выбор еды состоит в выборе между борщом и солянкой, а не между тортом и рагу. Есть правила, внутри которых осуществляется выбор. Все члены семьи также имеют право на этот выбор. Можно установить последовательность, кто выбирает суп, который потом все едят.
9. Еда не должна быть средством манипуляции и установки границ дозволенного. Приведу пример…. Ребенок выбирает блюдо, которое он хочет съесть, мама его готовит, когда все приготовлено, ребенок отказывается есть и говорит, что хочет другое. Или ребенок говорит, что наелся, а через 5 минут сообщает, что снова голодный. Такое поведение не связано с едой, ребенок так проверяет, действительно ли мама его любит, что готова исполнять все его желания. Дозволено ли ему, если он захочет, так себя вести. На подобное мы не ведемся. По желанию ребенка готовим одно блюдо, а не три, а кто отказался от продолжения обеда, ждет теперь ужина. Мама – не функция по приготовлению еды, а человек. Авторитет ее не принижаем.
10. У каждого члена семьи могут быть свои нелюбимые блюда. Осторожность с незнакомой едой нормальна для ребенка. Эта черта закрепилась в результате эволюции, ведь те дети, кто ел, что ни попадя, вымерли еще в пещерные времена. Осторожность в еде очень полезна и желательна. Но, конечно, очень сложно приходится родителям, когда ребенок годами соглашается есть только определенный список блюд, и шарахается от всего нового. Хотелось бы найти золотую середину между допустимой осторожностью и тотальным отторжением всего нового.
Конечно, я перечислила очень много правил, и возникает вопрос, соблюдаю ли я их сама. Да, стараюсь, но у меня есть несколько ошибок. Сейчас их тоже перечислю:
1. Я не могу выбросить еду. Это издержки моего детства. В детстве мы жили бедно, и конечно, в таких обстоятельствах, выбрасывание еды приравнивалось к хулиганству.
2. Я должна доесть все, что лежит на тарелке (привет, детский сад).
3. Конечно, хоть мы и жили бедно, но в отличие от моих бабушек и дедушек, я не голодала. Сладкое было одним из немногих доступных удовольствий, а телевизор – одним из немногих доступных развлечений. Пирог был способом показать ребенку как родители его любят. Поэтому в моей голове и засел стереотип «сладкое=удовольствие», а ведь сейчас доступно много разных вариантов удовольствий и способов показать любовь, не связанных с едой.
4. Я ем тогда, когда не хочу работать. Если мне предстоит работа, которую я не хочу делать, то мозг посылает мне сигнал «ты же голодная, сходи и поешь» и дает мне уважительную причину отсрочить нелюбимую работу еще на некоторое время.
5. У меня остался стереотип в голове «праздник=торт», хотя логика говорит, что это совсем не обязательно. Например, стереотипа «праздник=алкоголь» в моей голове нет, потому что в моей семье не пили алкоголь.
В заключение хочу сказать, что установки, полученные в детстве, очень сильно влияют на нашу взрослую жизнь и очень сложно от них избавляться. Желаю всем жить в гармонии со своим организмом и быть счастливыми.
Ksyusha.Darsavelidze