Найти тему

Беспилотники: возможности для инженера

Оглавление

Если мы упоминаем в наши дни беспилотники, то чаще всего в военном контексте. И это сразу отвращает от темы многих инженеров - любое военное применение это всегда контроль со стороны государства, секретность, контрразведка и минимум возможностей для бизнеса. Тем более в нас живёт надежда, что конец войны не за горами. Но военное применение БПЛА - это только небольшая, возможно, самая малая и самая скучная с инженерной точки зрения сфера применения беспилотных летательных аппаратов. Поэтому давайте поговорим о мирном применение этих машин.

Памятуя о том, что сани надо готовить летом, давайте начнём готовиться к мирному времени уже сейчас и поговорим о мирных профессиях БПЛА, тем более, что их множество, а это делает беспилотники интересными с точки зрения бизнеса. В каких сферах человеческой деятельности можно применять эти устройства, которые мы привыкли воспринимать или как игрушки или как оружие?

Иллюстрация с сайта www.geo-spektr.ru
Иллюстрация с сайта www.geo-spektr.ru

Земледелие

Это, возможно, самое перспективное направление, как это ни покажется странным, особенно, если говорить о точном земледелии. Не знаете, что это такое - "точное земледелие"? Это целая концепция, которая объединяет современные, в первую очередь цифровые методы контроля и управления сельскохозяйственным предприятием - крупным, главным образом, потому что мелкому предприятию на данном этапе развития технологий будет слишком затратно внедрять искуственный интеллект, мобильные приложения, цифровые методы контроля на каждом участке производства и т.д. А вот большой агрохолдинг - это для точного земледелия - это самое оно.
Где в системе точного земледелия место для беспилотников? Главным образом контроль. Состояние пастбищ, оценка потенциальной плодородности земель, ход полевых работ, особенно в случае применение беспилотных комбайнов, а это нынче в России массовое явление. Кстати, если мы упомянули роботизированные комбайны (которые сами по себе тоже беспилотники), то сразу вспомним и о следующей сфере применения...

Специфические требования

Особо специфических требований в данном случае (в отличии от следующих пунктов) не будет, по крайней мере их трудно назвать до начала практической эксплуатации: наш беспилотник должен уметь облетать маршрут, выполнять заданные действия и возвращаться с добытой информации, которую будут оценивать люди.Пожалуй, это задача наиболее подходящая для беспилотников общего назначения, выпускаемых уже сейчас.

Иллюстрация с сайта krasbelaz.ru
Иллюстрация с сайта krasbelaz.ru

Горные работы

В наши дни слово "умный" можно смело приделать к любому другому и окажется, что это направление технологий уже существует и активно разрабатывается. Вот, например - "умный карьер", оказывается, вполне себе живое направление технологического развития. Беспилотники применяются там в двух своих ипостасях - как транспортное средство, то есть в качестве беспилотных самосвалов, так и в качестве летающих машин, которые помогают вести контроль за горными работами, отслеживают передвижения самосвалов и ведут картографирование карьера - мы же понимаем, что его ландшафт в ходе работ меняется и для того, чтобы прокладывать новые оптимальные маршруты, за этими изменениями надо следить.

Специфические требования

А вот тут у нас появляются некоторые требования, характерные для той среды, в которой работает беспилотник: карьер, каким бы он ни был - это всегда пыль. А как бы высоко ни летал наш аппарат - эта пыль будет на него влиять и этот факт необходимо учитывать при проектировании аппарата, и, отметим, что какой бы простой и тривиальной не казалась эта задача, она в реальности весьма непроста а для БПЛА промышленного назначения она так и вообще принципиальна.

Иллюстрация с сайта dji-blog.ru
Иллюстрация с сайта dji-blog.ru

Лесное и речное хозяйство

Самое очевидное применение беспилотников в данной сфере - это контроль за пожарной обстановкой и это действительно важная проблема: вовремя выявить только начавшееся возгорание несравненно легче, чем потушить огонь на огромной площади. Но есть и другие применения, может быть не столь очевидные - это выявление браконьеров и незаконных вырубок. Кстати, что касается охоты на криминальных охотников, то тут может пригодиться технология, когда-то активно развивавшаяся, а теперь несколько забытая - аудиоконтроль. Выстрел в лесу хорошо слышен, его невозможно спутать с другими звуками, а если у вас над лесным массивом одновременно висит несколько беспилотникотников вы просто по отметкам времени, когда этот звук был зафиксирован, достаточно чётко вычисляете район, в котором этот звук раздался и дальше отправляете туда своих летающих помощников - фотографировать виновников инцидента. Речные браконьеры так обычно не шумят (на самом деле шумят - лодочные моторы слышно хорошо и издалека, но само по себе передвижение по реке - ещё не правонарушение), зато и зона контроля ограничивается руслом реки и ближайшими окрестностями, которые осмотреть с воздуха - отличная работа для БПЛА.

Специфические требования

Контролировать лесные массивы и речные русла - это не полетать вокруг своего двора, это длинные маршруты, а значит - нужно рассчитывать беспилотники на длительную работу. Для таких целей самолётная схема подходит лучше, чем коптерная. Впрочем, в любом случае, встанет вопрос об эффективных аккамуляторах и рациональном использовании заряда. К тому же будет здорово, если наш БПЛА сможет использовать восходящие потоки воздуха для экономии энергии бортовой системы, а это весьма нетривиальная задача. Да и вообще, этот беспилотник не будет глупым - недостаточно просто облететь маршрут, ему надо будет среагировать на появление тех или иных объектов - возгораний, браконьеров, нелегальных рубщиков и собрать дополнительную информацию об объекте, чтобы передать её в центр управления. Да, и надо учитывать, что далеко не на всём протяжении маршрута у беспилотника будет устойчивая связь с ЦУП - часть времени ему придётся работать без внешнего управления и уметь передавать накопленные данные как только он вошёл в зону связи с пунктом управления.

Иллюстрация с сайта naked-science.ru
Иллюстрация с сайта naked-science.ru

Муниципальное хозяйство

Контроль выполненных в городе работ, наблюдение за состоянием инфраструктуры - дорог, мостов, трубопроводов, линий электропередач, внешним состоянием зданий, зелёных насаждений, экологический мониторинг - да мало ли за чем в городском хозяйстве нужен глаз да глаз! Так отдадим эти задачи беспилотникам - пусть они контролируют нужные нам точки, собирают фотографии а уже специалисты скачают материалы контроля с устройства и оценят - где у них порядок, а где нужны срочные действия.

Специфические требования

Работа в городе - это работа в среде с большим количеством препятствий: это вам не над лесом или рекой кружить. Город - это здания, провода, трубопроводы и т.д. Составить карту таких препятствий и прописать один раз заданные маршруты практически невозможно: препятствия будут меняться, как и задач - сегодня вы контролируете вывоз мусора и стрижку газонов, через месяц - ремонт школ и дорог, через полгода - подготовку теплотрасс и украшение города к празднику. Так что беспилотник, предназначенный для такого типа работ должен уметь самостоятельно справляться с препятствиями, сам прокладывать маршруты, которые заданы ему только в виде точек интереса на карте и сам выбирать правильные углы съемок, опираясь на тип контролируемого объекта. "На борту" систему, которая будет справляться с такими задачами не разместить, так что придётся выстраивать систему обмена данными с центральным вычислительным узлом, а чтобы не городить собственную сеть связи, надо будет подумать как использовать уже существующие каналы связи, например, мобильной, для обмена данными между беспилотником и его "коллективным мозгом".

Иллюстрация с сайта RT.ru
Иллюстрация с сайта RT.ru

Контроль чрезвычайных ситуаций

Пожары, наводнения, техногенные аварии, крушение транспортных средств - работа специалистов различного профиля в зоне подобных событий требует в первую очередь точного понимания - а какое, собственно, событие у нас тут произошло, каковы его масштабы, как развивается ситуация и с какими угрозами нам предстоит работать. Надо ли говорить о том, насколько существенную помощь в этом случае может оказать беспилотник.

Специфические требования

БПЛА общего назначения тут малопригодны - для того, чтобы получить данные о развитии пожара или сделать анализ в зоне разлива опасных веществ требуются особые свойства летательного аппарата, среди которых в первую очередь надо упомянуть устойчивость к внешним факторам поражения: способность выдерживать высокие температуры, сохранять устойчивость при контакте с агрессивными химическими веществами, умение работать в условиях повышенной радиации (вспомним, что роботы использовались в ликидации последствий Чернобыльской аварии) и т.д. Есть над чем подумать инженеру.

Иллюстрация с сайта RG.ru
Иллюстрация с сайта RG.ru

Общие направления развития

Каждое из упомянутых управлений требует решения своих специфических задач

  • некоторые мы из них упомянули, но есть технологии, которые важны в любой из упомянутх сфер деятельности. Мы бы сказали, что решение этих проблем раскрывает новые перспективы в развитии БПЛА в целом:
  • обработка визуальной информации - задача, требующая больших вычислительных мощностей и она встаёт практически перед всеми современными беспилотными системами, поскольку визуальный канал получения данных из окружающей среды самый информативный и самый важный;
  • движение в среде с препятствиями - и это не только город с его сложной организацией пространства, это ещё и строительные площадки, горные массивы,
  • роевые технологии - один дрон хорошо, но группа дронов -- гораздо лучше. Многие функции гораздо эффективнее выполнять группой, ведя работу одновременно с нескольких точек, но дроны в "стае" - это не просто много дронов в одном объёме, нужно решить множество проблем, касающихся именно групповой работы. Очень интересное и перспективное направление!
  • передача данных - роевые технологии так вообще без этого не заработают, да и автономный дрон требует передачи данных центру, так что эта проблема актуальности не потеряет уже в силу того, что радиообмен - операция энергозатратная, чем меньше радиобмена - тем больше срок работы аккумулятора;
  • повышение эксплуатационных свойств: эффективные двигатели и аккамуляторы, средства передачи радиосигнала, средства позиционирования, средства управления, алгоритмы распознавания данных различного типа - настоящему инженеру всегда есть что улучшить в беспилотнике!

Что ещё почитать по теме?

В последние годы (и не только в связи с СВО) в нашей стране написаны тысячи научных работ о применении БПЛА в экономике и бизнесе, но конкретно по тем темам, которые мы затронули в этой статье, советуем обратить внимание на следующие работы:

  • ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КООРДИНАТНОГО (ТОЧНОГО) ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Балабанов В.И., Федоренко В.Ф., Гольтяпин В.Я., Железова С.В., Куликов В.Ю., Петрушин А.Ф., Прокофьев Н.А., Таркивский В.Е., Трубицын Н.В., Худяков А.В.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БПЛА ДЛЯ УЧЕТА, ОЦЕНКИ И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Дорогина Е.П., Конушина Е.Ю.
  • ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЧВ Савин И.Ю., Вернюк Ю.И., Фараслис И.
  • Концепция управления беспилотными транспортными средствами в условиях открытых горных работ Чичерин И. В.1, Федосенков Б. А.1, Сыркин
  • БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ В СИСТЕМЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Скуднева О.В.
  • ЗАДАЧА ФОРМИРОВАНИЯ СТРОЯ В ГРУППЕ БПЛА Дьяченко А.А.
  • СИНТЕЗ АЛГОРИТМА ИЕРАРХИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ БЛА Харьков В.П., Меркулов В.И.
  • МЕТОДЫ РОЕВОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППАМИ МАЛОРАЗМЕРНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Иванов Д.Я.
  • МОДЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ ЗАТЯЖНОГО ХАРАКТЕРА Баканов М.О., Тараканов Д.В., Кузнецов А.В., Столяров А.В.
  • АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ В СЕТИ СВЯЗИ ГРУППИРОВКИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Бородин В.В., Петраков А.М., Шевцов В.А.
  • ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ РАЗВЕДКЕ ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАСШТАБНЫХ ЗОН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Янников И.М., Фомин П.М., Габричидзе Т.Г., Захаров А.В.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Наркевич М.Ю., Логунова О.С., Корниенко В.Д., Калитаев А.Н., Суровцов М.М., Луганская Д.А., Чернышева А.С.
  • МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ЛЕСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Кретов Л.Т., Иванников Д.И., Кипа Л.В.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Зубарев Ю.Н., Фомин Д.С., Чащин А.Н., Заболотнова М.В.
  • МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТИ В СРЕДЕ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ (ОБЗОР) Лю В.
  • АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОНОМНОЙ ГРУППОЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Амелин К.С., Антал Е.И., Васильев В.И., Граничина Н.О.