Реальность настоящего времени хаотична. Что вызывает события, что придаёт им импульс, как общество реагирует на их происходящее — всё это остаётся неопределённым, пока не зафиксируется в нашей памяти через призму избирательного воспоминания.
Историки имеют роскошь обзора, доступность архивов и время для анализа множества источников, чтобы сделать вывод о причинах и следствиях событий. В конце концов, в свободном обществе выявляется и раскрывается определённая информированная картина. Надеемся, что самая тщательная и осмысленная версия событий сохранится в будущем.
Но в непосредственных последствиях значимого события природа момента и его причины находятся в руках сильных мира сего. Возьмем, к примеру, поджог немецкого Рейхстага. 27 февраля 1933 года в Берлине вспыхнул пожар, охвативший здание немецкого парламента и спровоцировавший цепь событий, которые изменили политический ландшафт. Хотя на месте происшествия был найден только один подозреваемый (голландский коммунист по имени Маринус ван дер Люббе), вновь избранный канцлер Адольф Гитлер обвинил в пожаре более широкую коммунистическую заговор и убедил тогдашнего президента Пауля фон Гинденбурга издать указ о пожаре в Рейхстаге — своего рода военное положение, приостановившее гражданские свободы.
Непосредственно перед пожаром власть Гитлера напоминала власть любого ведущего парламентского функционера. Он возглавлял коалиционное правительство с ограниченными полномочиями и имел всего пару единомышленников в правительственном кабинете. После пожара началась серия массовых арестов. Коммунисты были исключены из предстоящего бюллетеня на выборах 5 марта, что позволило нацистской партии увеличить своё большинство. Через год предполагаемый поджигатель ван дер Люббе был казнён на гильотине; к тому времени можно было сказать, что немецкая демократия также была обезглавлена.
13 июля 2024 года может стать нашим моментом Рейхстага. На момент написания этой статьи мы знаем очень мало о человеке, который пытался застрелить Дональда Трампа. Мы знаем, что это был двадцатилетний житель Пенсильвании по имени Мэтью Крукс; что он был зарегистрированным республиканцем, но также пожертвовал 15 долларов проекту Progressive Turnout через платформу пожертвований ActBlue. Мы знаем, что он получил премию в размере 500 долларов от Национальной инициативы по математике и науке и что он носил очки.
За пределами этого? Не много. Раненый поднял кулак в воздух. «Боритесь», — сказал он толпе. Но против кого и за что именно? Против республиканцев, выступающих против Трампа? Против Progressive Turnout Project? Против математики и науки? Суматоха момента обладает собственной силой и импульсом. Нам нужно внимательно следить за этим и понимать, что на самом деле произошло — это не самая важная часть.
Реакция будет настоящей историей.