Сравнение себя с другими – явление, которое есть в любом обществе. Но в условиях современности этот процесс так распространился, что часто человек в сравнении себя с другими теряет самого себя, связь со своими ценностями, потребностями, смыслами и стремлениями.
С появлением социальных сетей это стало одной из проблем. Пользователи социальных сетей часто создают идеальные образы себя, своей жизни, выкладывая факты успехов и достижений, подкрепляя такие посты отретушированными фотографиями. При каждодневном наблюдении чужой успешной жизни человек может переживать глубокую фрустацию, чувство зависти, обесценивание собственного жизненного опыта.
Привычка сравнивать себя с другими имеет эволюционные предпосылки. Она обслуживает копинг –стратегию «быть, как все». Когда-то это помогало нашим предкам выжить. Жизнь племени подразумевало определенную похожесть друг на друга. Этим обеспечивалось единство племени. И это до определенного этапа защищало племя от тревоги неизвестности, которая могла возникать с появлением чего-то или кого-то нетипичного, нового, непонятного.
Сравнение себя с другими требовалось, чтобы не выделяться, не вызывать настороженности в свой адрес. Будучи таким, как все, член племени защищал себя от отвержения. А у изгоев, как известно, в тех условиях не было шансов для выживания. Отсюда страх отвержения и установка на то, чтобы быть, как все.
Далее эти предпосылки сложились с процесс идентификации. Для адаптации ребенок отождествляет себя сначала с членами своей семьи, перенимая жизненно необходимые навыки, а также все то, что с этими навыками передаются/воспринимается: стереотипы (мыслительные, динамические, поведенческие). Затем подросток отождествляет себя с референтной (значимой для него) группой, ценностями, установками, привычками этой группы.
Процесс идентификации продолжается и во взрослом возрасте. Это удовлетворяет социальные потребности личности в сопричастности и признании в противовес изоляции. Здоровое развитие возможно тогда, когда этот процесс находится в гармонии с эго-идентичностью (по Эриксону, способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность, переживать непрерывность своего Я, осознавать свою уникальность).
Если же происходит отказ от своего Я, своих ценностей, смыслов, потребностей в угоду стремлению быть, как все, то это порождает чувство неудовлетворенности, потери ориентиров, непониманию и отчуждению от самого себя.
Если это происходит, важно уделить внимание самопознанию. Этот процесс многогранен и может реализовываться разными способами. Сегодня предлагаю немного коснуться темы личных ценностей.
Ценности - это то, что вас наполняет, что значимо и важно для вас в жизни. Они, как маяк, освещают ваш жизненный путь, ориентируют, вдохновляют, дают силы, поддерживают, помогают справляться с трудностями.
Прислушайтесь к себе и составьте свой список ценностей. В этом вам помогут вопросы:
- Что для Вас значимо и приоритетно?
- Без чего вам трудно представить свою жизнь?
- Какая ценность сейчас самая приоритетная для вас?
- Действовали бы вы в соответствии со своими ценностями, если бы никто не знал о ваших решениях и действиях? Например, благотворительность без обозначения своего имени и рассказа другим об этой деятельности.
Также есть специальные опросники, которые помогают в определении своих жизненных ценностей. Например, методика «Ценностные ориентации Рокича».
Глубокому и качественному самопознанию способствует психотерапия. Это возможно в условиях эмпатического (понимающего) контакта, принятия, уважения, искренности и открытости.
Автор: Кристина Вячеславовна Гореликова
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru